Звезды и легенды оперы и балета

Анна Павлова

«По-моему, истинная артистка должна жертвовать собой своему искусству. Подобно монахине, она не в праве вести жизнь, желанную для большинства женщин» (А.Павлова). Анна Павлова родилась 31 января (12 февраля) 1881 года в Петербурге. Её отец был рядовым солдатом Преображенского полка, родом из тверских крестьян. Мать была прачкой. Девочка росла у бабки в Лигове, под Петербургом. В 1890 году впервые попав на балет «Спящая Красавица» в постановке Петипа, будучи еще юной девочкой Павлова решает «Я вырасту и буду танцевать, как принцесса Аврора.» В 1891 году она поступила в петербургскую балетную школу, окончила её в 1899 году и с 1 июня того же года была зачислена в труппу Мариинского театра. В 1900 году она будет танцевать вариацию феи Кандид. Балетоманы приготовятся разбирать по всем статьям новенькую… Недавно кончила школу, а ей дают одно сольное место за другим. Чересчур худощава. Ножки,правда прелестны. Зато руки чуть угловаты, картонная корона тяжеловата для маленькой головы. Но с первых тактов танца её невесомые шаги, хрупкие руки, доверчивая улыбка в наивно-серьёзных глазах сулила новорожденной принцессе безмятежное детство…

Труппа выделила Павлову ещё ученицей в танце трёх алмей из «Дочери фараона» и особенно на репетициях премьеры «Раймонды». 19 сентября 1899 года она выступила солисткой в pas de trois из «Тщетной предосторожности» с недавней однокласснецей Стасей Белинской и с актером Георгием Кяштом.А позднее с М.Фокиным.В сентября она получила еще роль вилисы Зюльмы в «Жизели».»Эта танцовщица по типу своих танцев напоминает что-то давно минувшее, нечто такое, что теперь уже ушло в область преданий», писал почётный член корпорации балетоманов Н.М.Безобразов.После «Тщетной предосторожности» она с М.Фокиным выступили в балете»Марко Бомба», поставленном Перро на музыку Пуни. Критики писали»Публика за короткий промежуток времени, уже успела полюбить г-жу Павлову.» И пошло… Балет за балетом, танец за танцем…
Павловой довелось поработать с Петипа. 13 февраля 1900 года, в бенефисе Кшесинской, состоялась премьера двух его балетов-«Арлекинада» Дриго и «Времена года» Глазунова.А  10 сентября, вскоре после открытия нового сезона, в балете Дриго «Пробуждение Флоры» выпустил Павлову — Флорой, а Фокина — Аполлоном. Для неё он оставался великим мастером и тогда, когда доживал последние одинокие годы, а она уже была знаменитостью. «У меня бывает Павлова и проходит со мной сцены из балета»- поведал Петипа интервьюеру в день шестидесятилетия сценической деятельности в России — 1 марта 1907 года.
 Перед выходом на сцену, прислушиваясь в кулисах к вступительным аккордам, она в последнюю секунду выпрямлялась во весь рост, делала короткий вдох и облизывала пересохшие губы. Положив руки на бёдра, оглаживающим движением проводила ладонями к талии вверх, как бы заставляя себя подтянуться. Это помогало собраться с духом. Исчезала вдруг Павлова во плоти и возникала Павлова — олицетворение танца. Быстро взмахнув правой рукой назад, она словно прикасалась к чему-то невидимому, дававшему инерцию. И выскальзывала на сцену. Много лет спустя о Павловой писал У.Хайден, пианист и дирижёр её труппы:»Секрет подвига Павловой в том, что она была эмоционально организована, судьбой организована для физического, ритмического самовыражения. Она была подобна динамо: постоянно отдавая энергию, возобновляя её изнутри. Болезненная с виду, она не была болезненной: хрупкое сложение сочеталось с крепкими мускулами. Но то, что она делала, было бы невозможно даже для самого мускулистого атлета без её сверхъестественной нервной силы. В течении более 20 лет она, почти не отдыхая, день за днём, давала по восемь-девять спектаклей в неделю, сопровождавшихся репетициями и путешествиями. И если подумать, что её работа была полна напряжения, мы поймём, что Павлова была феноменом и её энергия была неистощимой энергией гения».
 Ею были довольны. И она была довольна сама. 21 ноября 1901 года — pas de trois в «Пахите». 2 декабря — повелиельница наяд в «Сивилии»- утром, а вечером — Флорина в «Спящей красавице». 19 декабря — Лиза в «Волшебной флейте». В 1902 — «Приглашение к танцу» Вебера из оперы «Волшебный стрелок», Жуанита на премьере «Дон Кихота» Горского и там же pas de deux, pas des concurrentes в «Жавотте», pas de l’esclave в «Корсаре» и там же Гюльнара и pas de trois с Вагановой и Гордовой и к этому постоянные повторения того, что уже числилось в репертуаре.
«Умирающий лебедь » Павловой потряс Сен-Санса. Композитор посетил танцовщицу в 1913 году. В ту пору мир лежал у её ног.»Боюсь, мне уже не сочинить ничего, достойного стать наравне с вашим «Лебедем», -говорил он.
16 февраля 1903 года Павлова исполнила партию испанки на премьере «Феи кукол», поставленной братьями Легат. Розовые цвета — от бледного до самого густого оттенка  —  перемешивались на корсаже и туниках. Тёмную головку украшали жемчужная сетка и розы. А вокруг увивались, сражаясь за милостивый взгляд, два белоснежных Пьеро — оба постановщики балета «Фея кукол». Тогда Павлова удостоилась эпитета «La petite Павлова».
Когда Павлова-Жизель выходила на сцену в простом танцевальном ходе очерчивала по ней круг, все ощущали присутствие чего-то нового, тревожащего.

Её Жизель была отмечена печатью судьбы. Предощущение трагической развязки не вторгалось в идиллию начальных сцен. Жизель была наивной и беззаботной. Черты обречённости виделись зрителю, но не героине. Образ стал сложнее, психологичнее. В репризе мотива гадания её душа, только что полная гармонии, теперь оплакивала её утрату. Жизель Павловой, скорбя о быстротечности прекрасного, призывала поклоняться прекрасному в человеке и оберегать его.В 1911 году А.Левинсон писал о Павловой в «Жизеле»: «Танец г-жи Павловой,абсолютный и совершенный, вознесённый как пламя свечи, порой колебимое дуновением страсти».
В сентябре 1902 года её перевели из корифеек во вторые танцовщицы. В 1903-м — она отправилась в Милан к знаменитой Беретта. В Петербург Павлова вернулась уже первой танцовщицей-на деле балериной. Она делала раннюю и блистательную карьеру. «Наяда и рыбак»- 7 декабря 1903 года. «пахита»- 2 мая 1904 года. «Корсар»- 5 декабря 1904 года. 23 января 1905 года режиссер Н.Г.Сергеев, выслушав объяснения танцовщицы, отписал в контору, что Павлова бисировала вариацию Пахиты два раза,  когда 24-й параграф устава разрешает только один бис. Ну и, конечно, «поставили на вид».
Далеко позади остались Ваганова, Седова. Сейчас Павлова в первой четверке с Кшесинской, Преображенской, Трефиловой, а для многих и ни с кем не сравнима.Конец 1905-начало 1906 года были сплошной цепью триумфа Павловой. За декабрь-январь она станцевала три новые партии.4 декабря 1905 года-«Дон Кихот», 18 декабря 1906- «Очарованный лес», 15 февраля 1906-«дочь фараона» в Москве. 1 мая 1906 года она переведена в разряд балерин с окладм 3000 рублей. Она не догадывалась, что это и есть вершина её рацвета.
С Фокиным они, казалось бы хорошо понимали друг друга. С самого начала, с первых pas de deux им встречались поводы для разногласий. Пути разошлись в 1910 году, чтобы ненадолго скреститься в 1913-м и вновь разбежаться уже навсегда.
25 ноября 1907 года. Значительная для зусского балета дата.Балет, наконец-то заказанный Фокину дирекцией. Для Павловой же первая премьера.У неё была партия Армиды. Казалось бы Павловская тема. Почему же тогда она так невзлюбила этот балет? Может быть потому, что в веренице танцев терялась сама партия Армиды? «Шопениана», «Умирающий лебедь» образно отзывались на её тему. «Армида» наводила на раздумья.
19 мая 1909 года — первый спектакль русского балета в Париже. Французы наградили Академическими пальмами Павлову, Фокина, Нежинского и режиссёра Григорьева. Он обладал огромной роботоспособностью и появлялся по первому зову Фокина или хозяина гастролей Дягилева. В Берлине в «Пахите» немцы сравнивали Павлову с «идеальной Кармен».Там она впервые выступила и в «Лебедином озере».То, что в «Умирающем лебеде» было только исходом трагедии, то теперь, в «Лебедином озере», возвращалось к своим свободным симфоническим истокам. В образ Одетты Павлова внесла изобразительность фокинского «Умирающего лебедя». Берлинские критики выделяли в её Одетте гордость и страсть.
На «Дягилевские сезоны» она приехала спокойная и уверенная. Для Павловой её творческие находки были важнее только что отшумевших успехов. Символом и эмблемой этого первого»сезона» навсегда остался силуэт Павловой на афише Серова. Она была звездой репертуара, героиней всех трёх балетов: «Павильона Армиды»,»Сильфид»,»Клеопатры».
8 марта 1908 года она танцевала на благотворительном концерте балет Аенского «Египетские ночи». Египтянка Вероника-Павлова и её возлюбленный Амун-Фокин играли у ступеней храма. Фокин сочинил для неё танец на пальцах, но в пластике, взятой с египетских изображений.
Более года не получая новых ролей, она исполнила 11 октября 1909 года роль Низии в старинном «Царе Кандавле». «Что же мне делать если не ставят новых балетов?»-жаловалась она интервьюеру. «В Париже русское искусство подавали, как и русские кушанья, слишком роскошно, слишком сытно…Отдельные исполнители потерялись…Да я и не танцевала там того, чем создала имя…Просила Дягилева поставить «Жизель» — без всяких затей и роскошных декораций…Он побоялся».
Мысль об отъезде возникла в 1910 году, когда, отказавшись от статичной роли Жар-птицы в новой программе русского балета для Парижа и рассердив тем Дягилева, она с Мордкиным уехала в Лондон.
«Павловой предшествовала её слава, но на этот раз, слава оказалась ниже правды. Редко можно увидеть танцы, столь чарующие и опьяняющие, ещё реже — танцы соединённые с такими совершенными жестами и мимикой»,- писала газета «Daily Telegraph».»Знаменитая русская танцовщица дебютировала вчера в Паласе, и слово триумф было бы слабым выражением её успеха»,-«Daily mail». Про неё писали:»16 февраля, Нью-Йорк. Первый дебют Павловой сопровождался огромным успехом.После Нью-Йорка ей предстоят гастроли в Филадельфии, Бостоне,Балтиморе».Потом, возвратившись в Петербург, Павлова призналась:»Меня поражало благоговейное настроение публики. В антрактах между моими нумерами не было оркестра, в зрительном зале тоже царила гробовая тишина.Вы себе не можете представить, до чего эта выжидательная тишина волновала меня!»
В Петербурге она появлялась теперь только гастролёршей. В сентябре-октябре 1911-го она танцевала «Жизель» и «Баядерку». В январе-феврале 1913-го «Дон-Кихота»,»Дочь фараона» и «Баядерку». Её постоянным домом стал Лондон.»С лета 1910 года Павлова в течении пяти лет имела сезоны в лондонском театре «Палас», которые начинались в мае и продолжались от 16 до 20 недель»,-вспоминал Дандре в монографии «Анна Павлова». В 1914-м о ней писали:»В Россию наконец-то приехала приехала первая в настоящее время звезда русского балета А.Павлова. Она выступила за последние месяцы в Нью-Йорке, Сан-Франциско, в Канаде, Германии и Австрии, завоёвывая всё новые страны для русского искусства.»
В 1922-м Япония, Китай, Манилла, Малайские острова, Индия,Египет. 1925-26 год- Южная Америка, Австралия, Новая Зеландия. 1928- Египет, Индия, Бирма, Сингапур. Может потому смерть, настигшая в Гааге, не встретила сопротивления? Не всё ли равно какое место на земном шаре станет последней остановкой в пути…»Около полуночи она открыла глаза и подняла с усилием руку, как будто бы, чтобы перекреститься»,- пишет биограф.В половине первого ночи, 23 января 1931 года, Павлова умерла. Её последние слова были:»Приготовьте мой костюм Лебедя…»