Анна Павлова

"По-моему, истинная артистка должна жертвовать собой своему искусству. Подобно монахине, она не в праве вести жизнь, желанную для большинства женщин" (А.Павлова). Анна Павлова родилась 31 января (12 февраля) 1881 года в Петербурге. Её отец был рядовым солдатом Преображенского полка, родом из тверских крестьян. Мать была прачкой. Девочка росла у бабки в Лигове, под Петербургом. В 1890 году впервые попав на балет "Спящая Красавица" в постановке Петипа, будучи еще юной девочкой Павлова решает "Я вырасту и буду танцевать, как принцесса Аврора." В 1891 году она поступила в петербургскую балетную школу, окончила её в 1899 году и с 1 июня того же года была зачислена в труппу Мариинского театра. В 1900 году она будет танцевать вариацию феи Кандид. Балетоманы приготовятся разбирать по всем статьям новенькую... Недавно кончила школу, а ей дают одно сольное место за другим. Чересчур худощава. Ножки,правда прелестны. Зато руки чуть угловаты, картонная корона тяжеловата для маленькой головы. Но с первых тактов танца её невесомые шаги, хрупкие руки, доверчивая улыбка в наивно-серьёзных глазах сулила новорожденной принцессе безмятежное детство...

Труппа выделила Павлову ещё ученицей в танце трёх алмей из "Дочери фараона" и особенно на репетициях премьеры "Раймонды". 19 сентября 1899 года она выступила солисткой в pas de trois из "Тщетной предосторожности" с недавней однокласснецей Стасей Белинской и с актером Георгием Кяштом.А позднее с М.Фокиным.В сентября она получила еще роль вилисы Зюльмы в "Жизели"."Эта танцовщица по типу своих танцев напоминает что-то давно минувшее, нечто такое, что теперь уже ушло в область преданий", писал почётный член корпорации балетоманов Н.М.Безобразов.После "Тщетной предосторожности" она с М.Фокиным выступили в балете"Марко Бомба", поставленном Перро на музыку Пуни. Критики писали"Публика за короткий промежуток времени, уже успела полюбить г-жу Павлову." И пошло... Балет за балетом, танец за танцем...
Павловой довелось поработать с Петипа. 13 февраля 1900 года, в бенефисе Кшесинской, состоялась премьера двух его балетов-"Арлекинада" Дриго и "Времена года" Глазунова.А  10 сентября, вскоре после открытия нового сезона, в балете Дриго "Пробуждение Флоры" выпустил Павлову - Флорой, а Фокина - Аполлоном. Для неё он оставался великим мастером и тогда, когда доживал последние одинокие годы, а она уже была знаменитостью. "У меня бывает Павлова и проходит со мной сцены из балета"- поведал Петипа интервьюеру в день шестидесятилетия сценической деятельности в России - 1 марта 1907 года.
 Перед выходом на сцену, прислушиваясь в кулисах к вступительным аккордам, она в последнюю секунду выпрямлялась во весь рост, делала короткий вдох и облизывала пересохшие губы. Положив руки на бёдра, оглаживающим движением проводила ладонями к талии вверх, как бы заставляя себя подтянуться. Это помогало собраться с духом. Исчезала вдруг Павлова во плоти и возникала Павлова - олицетворение танца. Быстро взмахнув правой рукой назад, она словно прикасалась к чему-то невидимому, дававшему инерцию. И выскальзывала на сцену. Много лет спустя о Павловой писал У.Хайден, пианист и дирижёр её труппы:"Секрет подвига Павловой в том, что она была эмоционально организована, судьбой организована для физического, ритмического самовыражения. Она была подобна динамо: постоянно отдавая энергию, возобновляя её изнутри. Болезненная с виду, она не была болезненной: хрупкое сложение сочеталось с крепкими мускулами. Но то, что она делала, было бы невозможно даже для самого мускулистого атлета без её сверхъестественной нервной силы. В течении более 20 лет она, почти не отдыхая, день за днём, давала по восемь-девять спектаклей в неделю, сопровождавшихся репетициями и путешествиями. И если подумать, что её работа была полна напряжения, мы поймём, что Павлова была феноменом и её энергия была неистощимой энергией гения".
 Ею были довольны. И она была довольна сама. 21 ноября 1901 года - pas de trois в "Пахите". 2 декабря - повелиельница наяд в "Сивилии"- утром, а вечером - Флорина в "Спящей красавице". 19 декабря - Лиза в "Волшебной флейте". В 1902 - "Приглашение к танцу" Вебера из оперы "Волшебный стрелок", Жуанита на премьере "Дон Кихота" Горского и там же pas de deux, pas des concurrentes в "Жавотте", pas de l'esclave в "Корсаре" и там же Гюльнара и pas de trois с Вагановой и Гордовой и к этому постоянные повторения того, что уже числилось в репертуаре.
"Умирающий лебедь " Павловой потряс Сен-Санса. Композитор посетил танцовщицу в 1913 году. В ту пору мир лежал у её ног."Боюсь, мне уже не сочинить ничего, достойного стать наравне с вашим "Лебедем", -говорил он.
16 февраля 1903 года Павлова исполнила партию испанки на премьере "Феи кукол", поставленной братьями Легат. Розовые цвета - от бледного до самого густого оттенка  -  перемешивались на корсаже и туниках. Тёмную головку украшали жемчужная сетка и розы. А вокруг увивались, сражаясь за милостивый взгляд, два белоснежных Пьеро - оба постановщики балета "Фея кукол". Тогда Павлова удостоилась эпитета "La petite Павлова".
Когда Павлова-Жизель выходила на сцену в простом танцевальном ходе очерчивала по ней круг, все ощущали присутствие чего-то нового, тревожащего.

Её Жизель была отмечена печатью судьбы. Предощущение трагической развязки не вторгалось в идиллию начальных сцен. Жизель была наивной и беззаботной. Черты обречённости виделись зрителю, но не героине. Образ стал сложнее, психологичнее. В репризе мотива гадания её душа, только что полная гармонии, теперь оплакивала её утрату. Жизель Павловой, скорбя о быстротечности прекрасного, призывала поклоняться прекрасному в человеке и оберегать его.В 1911 году А.Левинсон писал о Павловой в "Жизеле": "Танец г-жи Павловой,абсолютный и совершенный, вознесённый как пламя свечи, порой колебимое дуновением страсти".
В сентябре 1902 года её перевели из корифеек во вторые танцовщицы. В 1903-м - она отправилась в Милан к знаменитой Беретта. В Петербург Павлова вернулась уже первой танцовщицей-на деле балериной. Она делала раннюю и блистательную карьеру. "Наяда и рыбак"- 7 декабря 1903 года. "пахита"- 2 мая 1904 года. "Корсар"- 5 декабря 1904 года. 23 января 1905 года режиссер Н.Г.Сергеев, выслушав объяснения танцовщицы, отписал в контору, что Павлова бисировала вариацию Пахиты два раза,  когда 24-й параграф устава разрешает только один бис. Ну и, конечно, "поставили на вид".
Далеко позади остались Ваганова, Седова. Сейчас Павлова в первой четверке с Кшесинской, Преображенской, Трефиловой, а для многих и ни с кем не сравнима.Конец 1905-начало 1906 года были сплошной цепью триумфа Павловой. За декабрь-январь она станцевала три новые партии.4 декабря 1905 года-"Дон Кихот", 18 декабря 1906- "Очарованный лес", 15 февраля 1906-"дочь фараона" в Москве. 1 мая 1906 года она переведена в разряд балерин с окладм 3000 рублей. Она не догадывалась, что это и есть вершина её рацвета.
С Фокиным они, казалось бы хорошо понимали друг друга. С самого начала, с первых pas de deux им встречались поводы для разногласий. Пути разошлись в 1910 году, чтобы ненадолго скреститься в 1913-м и вновь разбежаться уже навсегда.
25 ноября 1907 года. Значительная для зусского балета дата.Балет, наконец-то заказанный Фокину дирекцией. Для Павловой же первая премьера.У неё была партия Армиды. Казалось бы Павловская тема. Почему же тогда она так невзлюбила этот балет? Может быть потому, что в веренице танцев терялась сама партия Армиды? "Шопениана", "Умирающий лебедь" образно отзывались на её тему. "Армида" наводила на раздумья.
19 мая 1909 года - первый спектакль русского балета в Париже. Французы наградили Академическими пальмами Павлову, Фокина, Нежинского и режиссёра Григорьева. Он обладал огромной роботоспособностью и появлялся по первому зову Фокина или хозяина гастролей Дягилева. В Берлине в "Пахите" немцы сравнивали Павлову с "идеальной Кармен".Там она впервые выступила и в "Лебедином озере".То, что в "Умирающем лебеде" было только исходом трагедии, то теперь, в "Лебедином озере", возвращалось к своим свободным симфоническим истокам. В образ Одетты Павлова внесла изобразительность фокинского "Умирающего лебедя". Берлинские критики выделяли в её Одетте гордость и страсть.
На "Дягилевские сезоны" она приехала спокойная и уверенная. Для Павловой её творческие находки были важнее только что отшумевших успехов. Символом и эмблемой этого первого"сезона" навсегда остался силуэт Павловой на афише Серова. Она была звездой репертуара, героиней всех трёх балетов: "Павильона Армиды","Сильфид","Клеопатры".
8 марта 1908 года она танцевала на благотворительном концерте балет Аенского "Египетские ночи". Египтянка Вероника-Павлова и её возлюбленный Амун-Фокин играли у ступеней храма. Фокин сочинил для неё танец на пальцах, но в пластике, взятой с египетских изображений.
Более года не получая новых ролей, она исполнила 11 октября 1909 года роль Низии в старинном "Царе Кандавле". "Что же мне делать если не ставят новых балетов?"-жаловалась она интервьюеру. "В Париже русское искусство подавали, как и русские кушанья, слишком роскошно, слишком сытно...Отдельные исполнители потерялись...Да я и не танцевала там того, чем создала имя...Просила Дягилева поставить "Жизель" - без всяких затей и роскошных декораций...Он побоялся".
Мысль об отъезде возникла в 1910 году, когда, отказавшись от статичной роли Жар-птицы в новой программе русского балета для Парижа и рассердив тем Дягилева, она с Мордкиным уехала в Лондон.
"Павловой предшествовала её слава, но на этот раз, слава оказалась ниже правды. Редко можно увидеть танцы, столь чарующие и опьяняющие, ещё реже - танцы соединённые с такими совершенными жестами и мимикой",- писала газета "Daily Telegraph"."Знаменитая русская танцовщица дебютировала вчера в Паласе, и слово триумф было бы слабым выражением её успеха",-"Daily mail". Про неё писали:"16 февраля, Нью-Йорк. Первый дебют Павловой сопровождался огромным успехом.После Нью-Йорка ей предстоят гастроли в Филадельфии, Бостоне,Балтиморе".Потом, возвратившись в Петербург, Павлова призналась:"Меня поражало благоговейное настроение публики. В антрактах между моими нумерами не было оркестра, в зрительном зале тоже царила гробовая тишина.Вы себе не можете представить, до чего эта выжидательная тишина волновала меня!"
В Петербурге она появлялась теперь только гастролёршей. В сентябре-октябре 1911-го она танцевала "Жизель" и "Баядерку". В январе-феврале 1913-го "Дон-Кихота","Дочь фараона" и "Баядерку". Её постоянным домом стал Лондон."С лета 1910 года Павлова в течении пяти лет имела сезоны в лондонском театре "Палас", которые начинались в мае и продолжались от 16 до 20 недель",-вспоминал Дандре в монографии "Анна Павлова". В 1914-м о ней писали:"В Россию наконец-то приехала приехала первая в настоящее время звезда русского балета А.Павлова. Она выступила за последние месяцы в Нью-Йорке, Сан-Франциско, в Канаде, Германии и Австрии, завоёвывая всё новые страны для русского искусства."
В 1922-м Япония, Китай, Манилла, Малайские острова, Индия,Египет. 1925-26 год- Южная Америка, Австралия, Новая Зеландия. 1928- Египет, Индия, Бирма, Сингапур. Может потому смерть, настигшая в Гааге, не встретила сопротивления? Не всё ли равно какое место на земном шаре станет последней остановкой в пути..."Около полуночи она открыла глаза и подняла с усилием руку, как будто бы, чтобы перекреститься",- пишет биограф.В половине первого ночи, 23 января 1931 года, Павлова умерла. Её последние слова были:"Приготовьте мой костюм Лебедя..."