Звезды и легенды оперы и балета

Артроз

Внимание! Стаья не закончена и находится в работе.

«Остеоартроз», кроме этого названия вам могут встретиться названия этой болезни: «остеоартрит» или «деформирующий остеоартроз». Считается, что этот недуг — плата человечества за то, что горизонтальному оно предпочло вертикальный образ жизни. Давайте попробуем дать определение этому заболеванию. «Остеоартроз» — это хроническое заболевание суставов, обусловленное повреждением суставных хрящей и тканей,окружающих суставы. Страдают от этой болезни в основном люди пожилого возраста. Так, для информации, по предположению ВОЗ, к 2020 году подвержены остеоартрозу будут 70 процентов населения земного шара старше 65 лет. Однако, возраст — это не единственный фактор риска наступления заболевания. Основными причинами «остеоартроза» принято считать:

  • Повышенные нагрузки на суставы
  • Малоподвижный образ жизни и, как следствие — «отложение солей в суставах»
  • Травмы, переломы, растяжения
  • Заболевания связанные с обменными процессами, эндокринные, ожирение, плоскостопие
  • Наследственные факторы

Давайте пройдемся по всем нас интересующим театральным группам. Итак, артисты балета. Существует, если хотите, клише, что у балерин «остеоартрозу» подвержен «голеностопный сустав». Не ставя под сомнение этот постулат хотел бы заметить, что это далеко не все «слабые места».
Давайте пойдем снизу-вверх.
Согласитесь, что нагрузка у танцовщиц на суставы пальцев, ничуть не меньше, чем на голеностоп, о котором мы еще поговорим чуть ниже. А пока и суставы палецев и голеностоп, с вашего разрешения, я отнесу к зоне повышенного риска.
Поехали дальше. Коленные и тазобедренные суставы. Здесь, пожалуй, средняя зона, стремящаяся к повышенной.
Наконец зона пониженного риска, но опять же стрямящаяся к среднему: плечевые; локтевые и суставы рук.
У танцоров все легче и в то же время сложнее. Нагрузку на все их суставы я бы сравнил только с нагрузкой атлетов, профессионально занимающихся спортом.
Давайте попробуем расрыть тему: «А в чем все-таки состоят все эти риски».
На одном математическом форуме, в помощь сдающим ЕГЭ, я наткнулся на любопытный диалог между экспертом ЕГЭ (специалист, проверяющий правильность выполненных заданий) и выпускницей школы. Посвященные в тайны ЕГЭ конечно знают, что экзаменационные билеты состоят из 2-х частей: более легкой и тяжелой. В первой решение не проверяют, а сверяют только ответы. Так вот диалог был примерно такой.
«-Если я в первой части я решу задание правильно, но ошибусь в вычислениях, то как мне доказать свою правоту?»
«-Если вы напишите, что 2+2=5, то логично предположить, что это просто механическая ошибка. Но, как знать, может быть это — ваша точка зрения?»
А если серьёзно, то физика — это скучно и грустно. Физик-зануда что-то бубнит про законы Ньютона, а на улице весна и совершенно наплевать на то, что «сила действия равна силе противодействия». Но, иногда все меняется, когда физика и жизнь находят точки соприкосновения. Ну вот, к примеру пара задачек.
а) Какое давление балансирующая в арабеске на пальцах балерина массой 45 килограмм оказывает на сцену? б) С какой силой танцор массой 75 килограмм приземляется на землю после элевации (высокого прыжка)
а) Итак, площадь соприкосновения пуанта и сцены S=2 см2 или 2*10(-4) м2. Сила тяжести, как известно, определяется по формуле F=m*g, где g — ускорение свободного падения (9.8 м/с2). Т.е. F= 45*9.8= 442 Н (Ньютонов). Чтобы получить давление, которое оказывается на сцену применим формулу P= F/S = 442/2*10(-4)=2210000 Па (Паскалей). А теперь для сравнения давление внедорожника марки Range Rover на землю составляет 2160 Па. Т.е более чем в 1000 раз меньше!
б) При таком прыжке у танцовщика возникает перегрузка равная 2g, та самая перегрузка, которая возникает например у летчика или космонавта (у них она в 2 — 3 раза больше). Ускорение силы тяжести пропорционально весу тела. Если на танцора действует ускорение 2g, то практически это означает, что вес тела артиста увеличивается в данный момент в 2 раза. При весе танцора 75 килограмм получаем F=75*2*9.8=1470 Н. При условии приземления на полную стопу получаем давление 1225000 Па. Это давление в 50 раз больше, чем у гусеничного трактора на землю.
Откуда берутся столь космические цифры в ответах? Все дело, как вы наверное догадались, в площади соприкосновения. От ее величины в данных задачках многое чего зависит.
И тем не менее мы имеем право задаться вопросом:»Как после этого они еще ходят?»
Сутавы плечевого пояса, тазобедренные,коленные и локтевые суставы рук. Здесь, наверное, правильно провести водораздел между танцорами и танцовщицами. Если у первых нагрузка идет в основном силовая (поддержки),то у вторых это динамические нагрузки связанные с вибрацией, кручением и изгибом. У танцоров очень сильно страдают все эти группы суставов, у танцовщиц — в основном тазобедренные и коленные.
Однако, я надеюсь, что вы не сделали из всего прочитанного вывод, что артроз возникает только из-за повышенных нагрузок. Тут правильнее говорить об износе соединительных тканей суставов, причем регулярном, постоянно повторяющемся.
Суставы для наших костей выполняют роль своеобразных амортизаторов. Они призваны снижать все возможные нагрузки и межкостное трение. Но при постоянных «стрессовых» испытаниях возникают микротравмы и микрорастяжения, которые в свою очередь и ведут к осложнениям.
Как тут не вспомнить про музыкантов. Согласитесь, что при игре на любом из музыкальных инструментов возникает однообразная, постоянно повторяющаяся нагрузка. При этом в большинстве случаев износ происходит во всех суставах начиная с тазобедренных и выше. Еще один важный момент. Распределение нагрузок на суставы происходит неравномерно, что очень важно. Ну возьмем к примеру скрипача для нагдядности. Если правая рука совешает постоянные монотонные движения, работающие на износ локтевого и плечевого сустава, а также кисти руки. То на левой напротив суставы атрофируются. Плюс к этому происходит отложение солей. Все тоже самое относится к коленным суставам и голеностопам.
Оперные исполнители. Вокалистам приходится много стоять поэтому избегая постоянной микротравматизации они становятся жертвами гиподинамии. В зоне риска колени, голеностопы и тазобедренны суставы.
Что делать чтобы уберечься от этого заболевания? В статье про остеохондроз, если помните, мы уже делали акцент на мышечный каркас. Здесь ситуация во многом схожая. Укрепляя мышечную структуру тканей мы помогаем скомпенсировать часть нагрузки, приходящуюся на суставы. Люди постарше конечно помнят, что каждое утро страна начинала с утренней гимнастики. Сейчас, к сожалению об этом как-то подзабылось. А стоит ли говорить о разминке перед упражнениями, требующим повышенной нагрузки?