Театральная акустика

— Скажите, эта дорога приведёт к храму?
— ...Не эта улица ведёт к храму.
— Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не приводит к храму?
(художественный фильм "Покаяние") 

    Звук, рождённый на сцене, многократно отражённый, усиленный, рассеянный голос 2и наполненный дополнительными красками театральной акустики достигает ушей зрителя не просто с объёмным стереоэффектом, он дополняется еще особым звучанием. За счет чего же удаётся добиться такого эффекта? На звучание театра оказывает влияние много факторов: архитектура и пропорции зала; материалы отделки и форма стен и потолка; наличие или отсутствие лепнины и даже материалы отделки зрительских кресел. 

    Начнём мы наше знакомство с акустикой с голосников, применяемых в храмах. "Голосники - маленькие керамические сосуды или камеры, закладываемые в своды и стены здания как резонаторы для усиления звука и для облегчения свода." (Энциклопедический словарь). Своим происхождением голосники обязаны храмовым сооружениям. Даже в церквях, построеных десять столетий назад, негромко произнесённое слово может быть услышено на значительном растоянии. Причина такого усиления звука лежит в специальных глиняных горшках, вмонтированных в свод и стены храма.

Их при желании без труда можно обнаружить. Эти акустические устройства своим горлышком обращены во внутрь церкви и со стороны выглядят как круглые отверстия. Размещали их обычно в центальной и западной части храма. Сводчатый потолок также играет немалую роль в образовании звука. Он как бы аккумулирует звуковые колебания и усиливая возвращает их обратно, создавая эффект "порхающего эха".  При этом звук как бы льётся на посетителя из купола. Ноголос 1 усиливаются не все звуки храма. Ненужные, рабочие звуки наоборот приглушаются. Ещё один важный момент в понимании акустики - понятие реверберация. Отражаясь от стен и свода эхо звучания должно быть определённой продолжительности. Так, например, для церкви время звучания одной ноты может достигать 5-7  секунд, для музыкальных залов от 1 до 3 секунд, а для речевых не более секунды. На практике это означает, что скрипач не сможет играть в храме, потому что постоянно будет путаться из-за возвращающего звук эха.
      Интересен такой факт. При постройке нового Храма Христа Спасителя строители не учли пожелания акустиков, которые призывали сделать по примеру старого храма специальную деревянную обрешетку между стенами и штукатуркой для создания специальных аккустических карманов. В результате на всех службах священники вынуждены пользоваться специальными микрофонами для усиления звука.
             
Ну а что же с театральной акустикой? В расположенных на открытом воздухе античных театрах использовали всё те же голосники. Сосуды выполняли, как правило, из бронзы. Их изготавливали таким образом, чтобы они могли каждый с каждым издавать звуки в отношениях кварты, квинты и далее по порядку вплоть до двойной актавы. Размещали их таким образом, чтобы звук со сцены, как из центра кругами увеличивая звучность распространялся по зрительному залу.  
       Однако, использование голосников не единственный способ, который применяли для улучшения акустики. В качестве резонаторов нередко использовались деревянные детали интерьера зала. Это могло быть всё что угодно: двери, пол, потолок, специальные деревянные экраны - "орхестры" (отсюда появилось слово "оркестр").
    Именно по такому пути пошёл Альберт Кавос, когда строил Большой театр. По его замыслу театр должен был представлять музыкальный инструмент. Для этого он использовал специальные панели из резонансной ели, деревянные полы и перекрытия, а потолок венчала деревянная дека. Стоит ли говорить, что с течением времени все эти резонаторы сильно поизносились. Более того в некоторых местах деревянные панели были заменены фанерой. Всё это не могло не сказаться на акустике театра. Восстановить былое звучание театра - задача, которая была едва ли не приорететной в ходе реставрации исторического здания Большого. Российские физики совместно с лидером по созданию театральных акустических систем - немецкой фирмой „Мюллер ББМ“ полностью воссоздали акустику такой, какой её создал Кавос.
    12 февраля торжественно, в присутствии публики и самого маэстро В. Гергиева была проэкзаменована на предмет акустики новая сцена Мариинки. Материалы использованные при отделке в зрительном зале: бук, оникс, гипс. Использованы специальные занавесы, которые способны регулировать уровень реверберации. Для теста аккустики экзаменационная комиссия сначала прослушала звучание оркестра, а затем сольное исполнение певца. Вот мнение Валерия Гергиева: "не было ни чрезмерного резонанса, и не звучало грубо - звучит ясно. Так что мне кажется - это хорошая работа и акустиков, и строителей, и проектировщиков зала. Я считаю, что вот эта площадка, которой нет аналогов в России, - подарок и зрителям, и артистам. И только им судить - насколько большая перспектива у этой сцены".

    При проектировании и эксплуатации театральных акустических систем важно учитывать множество немаловажных моментов. Так, например, в большом зале Московской консерватории акустические свойства значительно ухудшились после того, как в годы советской власти оштукатурили деревянную деку потолка. Также надо знать, что музыкальный зал не должен быть сферической или цилиндрической формы, иначе может возникнуть уже знакомый нам эффект "порхающего эха". В отличие от храма крайне нежелательный. Кстати, с этой проблемой столкнулись при отладке акустики  в Московском Международном Доме музыки. Но самое главное - звук должен правильно рассеиваться, поглощаться и отражаться, не концентрируясь в отдельных точках.