Звезды и легенды оперы и балета

Ульяна Лопаткина

«Для меня важны в работе тщательность и скрупулезность. В этом есть особый смысл. Я хочу предоставить зрителям возможность домыслить, дочувствовать, дотворить вместе со мной.»           У. Лопаткина «Известия» 31 мая 2011 года.
         

       Лопаткина Ульяна Вячеславовна родилась 23 октября 1973 года в городе Керчь. С четырёх лет она занималась в музыкальной школе, бальными танцами, спортивной гимнастикой и ходила в балетную студию. 006

По совету мамы совсем ещё юная десятилетняя Ульяна уезжает из родного города в далёкий Ленинград, чтобы поступать в хореографическое училище. Она сдала вступительные экзамены и была принята в Академию русского балета имени А.Я. Вагановой. Её первым педагогом стала Галина Петровна Новицкая, а в старших классах известная в прошлом балерина Мариинского(Кировского) театра, ученица А.Я. Вагановой — Наталья Михайловна Дудинская. Очень тепло отзывается балерина и о своём педагоге Нине Михайловне Стуколкиной, которая познакомила её с петербуржской школой танца начала ХХ века. В 1990 году Ульяна Лопаткина заняла первое место на Всероссийском конкурсе  имени А.Я. Вагановой для учащихся хореографических училищ. Она танцевала в балете «Сильфида»,  «Конек-Горбунок», «Жизель». В училище она знакомится со знаменитым балетмейстером Джоном Ноймайером, с которым она работает над номером «Павлова и Чекетти» на музыку П.Чайковского, который и сейчас входит в её репертуар.  На выпускном спектакле в 1991 году Ульяне доверили партию «Теней» из «Баядерки». После окончания хореографического училища У.Лопаткина становится артисткой балета Мариинского театра. В 1994 году она дебютировала в роли Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро». Её партнёрами были Александр Курков (Зигфрид) и Евгений Нефф (Ротбарт), а в работе над ролью ей очень помог Андриас Лиепа. Балерина принимает участие в постановке спектаклей Михаила Фокина (Зобеида в «Шахеризаде» и Зарема в «Бахчисарайском фонтане»). В том же году она получает премию «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда» от журнала «Балет». С 1995 года Ульяна становится — солисткой Мариинского театра. В её репертуаре — «Спящая красавица» — Фея Сирени, «Жизель» — Мирта, «Дон-Кихот» — Уличная танцовщица. Ю.Н. Григорович ставит «Легенду любви», спектакль где балерина исполняет партию царицы Мехменэ Бану. Ульяна награждается театральной премией «Золотой софит» за «Лучший дебют на петербургской сцене» и становится прима-балериной. В Мариинском театре она работает с замечательными педагогами Нинеллой Александровной Кургапкиной (партнёрша Нуреева и Барышникова) и Ольгой Николаевной Моисеевой. В настоящее время Ульяна работает с Ириной Александровной Чистяковой. Наряду с Одеттой-Одиллией («Лебединое озеро»), Никией («Баядерка»), жемчужиной ее исполнительского искусства стала вторая медленная часть в «Симфонии до мажор» Ж. Бизе в постановке Дж. Баланчина, за что ей была присуждена Всероссийская театральная премия «Золотая маска». В 1997 она была удостоена международной балетной премии «Божественная».
 В октябре 1999 года на вручении премии «Балерина года» Ульяна Вячеславна познакомилась с будущим мужем Владимиром Григорьевичем Корневым — архитектором, писателем, бизнесменом, который получал премию «Писатель года». 24 мая 2002 года в их семье родилась  дочь — Маша.
     В 2003 году балерина после долгого перерыва возвращается на сцену и исполняет миниатюру «Умирающий лебедь» на гала-концерте фестиваля «Звезды белых ночей» в Мариинском театре.
     За свою карьеру Ульяна танцевала на самых знаменитых площадках мира. 005Среди них: Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Большой театр в Москве, Королевский оперный театр в Лондоне, Гранд Опера в Париже, Ла Скала в Милане, Метрополитан Опера в Нью-Йорке, Национальный театр оперы и балета Хельсинки, Зал NHK в Токио.

«Ульяна Лопаткина – балерина с сердцем и душой. Сейчас много талантливых балерин, обладающих просто фантастической техникой, за которой ничего, пустота. А меня в балете восхищает одухотворенность», — сказала Кайе Кырб.
  
             Репертуар на сцене Мариинского театра:

«Жизель» (Мирта, Жизель);
 «Корсар» (Медора);
 «Баядерка» (Никия) – редакция Вахтанга Чабукиани;
 Grand pas из балета «Пахита» (солистка);
 «Спящая красавица» (фея Сирени) – редакция Константина Сергеева;
 «Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия);
 «Раймонда» (Раймонда, Клеманс);
 «Лебедь», «Шехеразада» (Зобеида) – хореография Михаила Фокина;
 «Бахчисарайский фонтан» (Зарема);
 «Легенда о любви» (Мехменэ Бану);
 «Ленинградская симфония» (Девушка);
 Pas de quatre (Мария Тальони) – хореография Антона Долина;
 «Кармен-сюита» (Кармен) – хореография Альберто Алонсо;
 «Серенада», «Симфония до мажор» (II ч. Adagio), «Драгоценности» («Бриллианты»), «Фортепианный концерт № 2» (Ballet Imperial), «Тема с вариациями», «Вальс», «Шотландская симфония» – хореография Джорджа Баланчина;
«В ночи» (III часть) – хореография Джерома Роббинса;
 «Юноша и смерть» – хореография Ролана Пети;
«Гойя-дивертисмент» (Смерть) – хореография Хосе Антонио;
 «Щелкунчик» (фрагмент «Учитель и ученица») – хореография Джона Ноймайера;
«Поцелуй феи» (Фея), «Поэма экстаза», «Анна Каренина» (Анна Каренина) – хореография Алексея Ратманского;
In the Middle, Somewhat Elevated  – хореография Уильяма Форсайта;
Trois Gnossienes – хореография Ханса ван Манена;
«Танго» – хореография Николая Андросова;
 Grand pas de deux – хореография Кристиана Шпука.

Первая исполнительница одной из двух сольных партий в балете Джона Ноймайера «Звуки пустых страниц» (2001).

                           Награды

 Народная артистка России (2005).
 Лауреат Государственной премии России (1999).
 Лауреат Международного конкурса Vaganova-Prix (1991).
 Лауреат премий: «Золотой софит» (1995), «Божественная» с присвоением звания «Лучшая балерина» (1996), «Золотая маска» (1997), Benois de la danse (1997), «Балтика» (1997, 2001: Гран-при за содействие мировой славе Мариинского театра), Evening Standard (1998), Monaco world dance awards (2001), «Триумф» (2004).
 В 1998 присвоено почетное звание «Артист Ее Величества Императорской сцены державной России» с вручением медали «Человек-творец».

В статье использованы материалы официального сайта Мариинского театра