Звезды и легенды оперы и балета

Мария Гулегина

 

     Родилась и училась на Украине, профессионально заниматься пением начала в Белоруссии, жила в Германии и Люксембурге,  поёт в театрах всего мира, в ней намешена армянская, польская и украинская кровь, а душой — русская — всё это Мария Гулегина.
        Мария Гулегина (Мейтарджян) родилась в Одессе 9 августа 1959 года. Мама микробиолог, заведовала лабораторией особо опасных инфекций. Отец — эрудированный, волевой и жизнелюбивый человек.

  В четыре года родители отдали Марию на музыку и ритмику. Потом  было гулегина турандотхореографическое училище и дирижёрско-хоровая школа. Ей очень нравилось петь. Не удивительно поэтому, что Марина мечтала стать руководителем детского хора или, в крайнем случае, учителем пения.
   Мама решила отвести дочь на подготовительные курсы при педагогическом институте. Дорога домой пролегала через консерваторию. И как это бывает, совершенно случайно, мама предложила: «Давай зайдём». Сама певица сравнивает себя в тот момент со знаменитой Бурлаковой Фросей из «Приходите завтра». На вопрос: «Что будете петь?». Она тогда ответила: «Не знаю». А потом спела и «Лебединую верность»,и серенаду Шуберта и …каватину Розины. И Марию взяли, но пока только на педагогическую практику. Семнадцатилетней девушке было ещё рано учиться на дирижёрско-хоровом отделении и поэтому — «приходите завтра» или через годик-два. Но от судьбы не уйдёшь. Студенты консерватории ставили «Травиату». И для цыганского танца им очень была нужна солистка. Танцевать было некому. И тогда преподаватель танца консерватории вспомнила о своей ученице, которую она обучала в хореографической школе, о Марии Гулегиной. От Марии требовалось лишь станцевать, но удержать себя и не спеть было выше её сил. И она спела и как спела! Услышавший Марию педагог по вокалу только и смог, что воскликнуть:»Какой голос! Контральто!» На предложение поступать в консерваторию Мария ответила, что уже пробовала, но не прошла по возрасту. На что преподаватель заметил, что такой недостаток быстро проходит. В итоге на следующий год Мария была уже студенткой.
    В консерватории певица обучалась у педагога по классу вокала А. Д. Джамагорцян, а сразу после окончания обучения у профессора Евгения Николаевича Иванова. Там же она познакомилась со своим первым мужем Марком Гулегиным. По мере обучения и взросления Марии менялся и голос. Как мы помним когда певица начала обучаться у неё было контральто, потом мецо-сопрано, потом сопрано. Немалую роль в этой перемене сыграло и рождение первого ребёнка — дочери Наташи.
           После окончания консерватории в Одессе остаться не получилось, в опере не нашлось вакантных мест для сопрано. Поэтому в 1983 году Мария становится солисткой Белорусского оперного театра. А в 1986 году состоялся Московский Международный конкурс им. П.И. Чайковского. Попасть на такой конкурс, а уж тем более стать одним из лауреатов — сладкая мечта многих вокалистов. Многих, но не Гулегиной! Став бронзовым призёром Мария зашвырнула свою медаль в кусты (о чём сейчас, по прошествие многих лет очень жалеет). Но, как говорится, всё что не делается всё к лучшему. Марию результаты конкурса только подстегнули к ещё большей работе над собой, над своим голосом.
И тут начались проблемы в театре. «Гулегина хочет петь на итальянском, Гулегина не хочет петь на русском.» 
       
И вот он шанс. Дебют певицы на «Бале-маскараде» и не где-нибудь, а в Ла-Скала и не с кем-нибудь, а с Лучано Паворотти. И её признали за свою. И стали приглашать. Она приняла участие в 14 постановках театра. Среди которых «Двое Фоскари» (Лукреция), «Тоска», «Федора», «Макбет» (леди Макбет), «Пиковая дама» (Лиза), «Манон Леско», «Набукко» (Абигайль) и «Сила судьбы» (Леонора). По-началу в Белоруссии не верили, что Мария ездит в Италию, чтобы петь в Ла-Скала. Но когда информация подтвердилась на певицу посыпались новые нападки. Открытое письмо в ЦК, угрозы сделать Гулегину невыездной. Что в данной ситуации оставалось делать Марии с учётом подписанных уже контрактов и желанием получить наконецгулегина 1 свободу в творчестве? И вот в 1990-м году она собирает чемоданы и уезджает в Гамбург, как говорит сама певица «в изгнание». На родину она приедет только в 1992 году. Тогда в Питере под патронажем В. Гергиева она будет петь в «Пиковой даме».
       Тогда, в начале 90-х, оперный мир только начинал открывать  новое для себя имя — Мария Гулегина. Впереди были гастроли в Японии в 90-м и 96-м годах — опера «Трубадур» (Леонора) и 99-м и 2000-х годах «Тоска» и «Аида». Дебют в МЕТе (1991) в «Андре Шенье». Дебют в Венской опере (1991). Дебют в Ковент-Гарден в «Федоре», в партнёрстве с Пласидо Доминго. Участие в концертном исполнении «Эрнани» в Барбикан-холл. Дебют на сцене Арена ди Верона (1996) в опере «Набукко» в роли Абигайль, за что певица была награждена премией Джованни Дзанателло. Дебют в Гранд-опера в Париже (1997) в заглавной роли оперы «Тоска».
      «Такова жизнь» — обывателя интересуют гонорары «звёзд» и не интересует то, чем приходится жертвовать ради таких заработков. В интервью Первому каналу певица рассказала, что для исполнения партии Виолетты («Травиата») ей пришлось похудеть на пятнадцать килограммов! Для этого пришлось перейти на особый режим. Питание — два раза в неделю и кросс по десять километров утром и вечером. гулегина примаДраматические партии требуют от исполнителя работать на пределе физических и психологических сил. Чего стоят, к примеру, её «кровавые героини» — леди Макбет, Абигайль и Тоска. А многочисленные спектакли, репетиции, записи, интервью. Плюс к этому Мария является почётным членом Международного паролимпийского комитета и Послом доброй воли ЮНИСЕФ.
   К счатью у Марии есть крепкий тыл. Это в первую очередь, конечно, её дети и муж. О Наташе мы уже писали, но в дополнении напишем, что всеми организационными вопросами мамы занимается именно она. Сын Руслан — это мамина радость и вдохновновение. Согласитесь не каждая мама решится на второго ребёнка, если у того разница в возрасте с первым … двадцать лет! А ещё в январе 2010 года Мария вышла замуж за известного борца и тренера по греко-римской борьбе Вячеслава Мкртычева, который не пропускает практически ни одного спектакля Марии.