Полина Гарсиа-Виардо

Ей аплодировали во многих городах Европы. Испанка родом, выдающаяся французская певица Полина Гарсиа-Виардо прожила долгую и красивую жизнь, наполненную любимым искусством. Её героини были поразительно разнообразны: жизнерадостная, лукавая Розина ( "Севильский цирюльник" Россини), страстная, трагическая Норма, жрица древнего племени ( "Норма" Беллини). В концертах певица исполняла и старинную религиозную музыку, и народные песни Испании, и романсы Чайковского. Она умела перенести слушателей в разные страны, в разные эпохи.

Для того времени пение её было необычным по глубине постижения музыкального содержания. Редкий ум и разностороннее образование помогли ей достигнуть высокой одухотворённости мастерства. Помогли и её мужественная воля, настойчивость, требовательность к себе. Один из современников Виардо сказал, что она была " из рода орлов, а не соловьев". 

"Гениальная и вместе с тем учёная артистка", писал о ней её учитель, известный композитор и пианист Франц Лист. А писательница Жорж Санд, посвятившая своё творчество борьбе за женское равноправие и социальную справедливость, увидела в самом появлении такой артистки радостный признак духовного роста женщин. "Она более чем певица", писала Жорж Санд. Под впечатлением обаятельной личности Полины Виардо писательница создала образ певицы Консуэло, воплотившей идею высокой общественной миссии искусства ( "Консуэло" , "Графиня Рудольштадт"). Жорж Санд мечтала о том, что Виардо возглавит парижскую оперную сцену. Но этому восприпятствовали закулисные и политические интриги. Глубоко осмысленному искусству Виардо пресыщенная оперная публика Парижа предпочитала бездумную "игру звуками" итальянских певиц. Это предпочтение нередко высказывалось в прессе. Во Франции торжествовала монархия, и Полине Виардо не могли простить её республиканских убеждений. Ей не могли простить кантату для хора, которую Виардо написала в честь революции 1848 года. Всё это привело к тому, что в годы расцвета своего дарования певица не смогла занять прочного места на французской сцене. И выступала она в других странах Европы гораздо чаще и с большим успехом, чем во Франции.