Русский императорский театр

Возникновение
Заслуженные артисты императорских театров
Высочайшее пожалование

                                                              Возникновение

 Своим появлением российский театр обязан  боярину Артамону Сергеевичу Матвееву. Он в 1672 году  построил на манер европейского здание первого театра, который располагался недалеко от Москвы в царском  селе Преображенское. 
   «17 октября 1672 г. прошло открытие долгожданного театра и первое представление. На этом важном  событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В специальной ложе находились царица и ее  придворные дамы. Первое представление длилось десять часов, но царь досмотрел все до конца и остался  очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после  такого „действа“ необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время „позорищем“. В 1673 году 
произошли некоторые изменения. Театр был перенесен в другое помещение, которое находилось над  Аптекарской палатой Кремля.» Просуществовал театр недолго, уже в 1676 году, сразу после смерти царя его  закрыли.
  Возродился же театр уже в царствование Петра Великого. В 1702 году царь распорядился построить первый  общедоступный театр. Здание было знак имперпостроено на Красной площади Московского Кремля. Театр был расчитан на  400 человек и располагался в одноэтажном здании. В спектаклях были заняты иностранные, преимущественно  немецкие актёры. Первыми руководителями труппы театра стали немцы: Иоган Кунст и Отто Фюрст. В это же  время стала зарождаться и русская драматическая школа. В 1704 году на сцене театра русскими актёрами были  показаны три пьесы. Однако, просуществовал этот театр также недолго. В 1707 году театр был закрыт.
   Специально для императрицы Анны Иоанновны в 1732 году привозят итальянскую оперную труппу. При дворе устраиваются многочисленные представления. А через шесть лет царица в Петербурге основывает первую 
Танцевальную школу.
    В годы царствования императрицы Елизаветы Петровны интерес к искусству и в частности к театру  возрастает. Поэтому 30 августа 1756 года специальным Указом учреждается Русский театр, этот же день принято
считать датой рождения Императорского театра. Артисты этих театров именуются теперь -  «придворными  артистами Её Императорского Величества», а сами театры передаются в ведение Министерства императорского  двора. Первый русский театр размещался в Санкт-Петербурге на Васильевском острове на месте современной  Академии художеств. Его директором становится А.П. Сумароков. Штат императорских театров утверждался  высочайше и также определялось жалование от Придворной конторы, которой подчинялась Театральная 
Дирекция.  Штат первой русской драматической труппы в Петербурге составляли «придворные певчие, спадшие  с голосу» — Козьма Лукьянов, Григорий Емельянов, Павел Иванов,  Федор Максимов, Евстафий Григорьев, Лука  Иванов, Прокофий Приказный; уроженцы Ярославля — Федор и Григорий Волковы, Иван Дмитревский и Алексей Попов, несколько позднее в ряды влились   Гаврила Волков, Яков  Шумский и Михаил  Чулков. В труппу входили пять  актрис: Авдотья Михайлова, Мария и Ольга Ананьины и Аграфена Мусина- Пушкина и танцовщица Елизавета Зорина.
    В Москве театр создаётся при университете, его директором стал М. М. Херасков. Многие актеры этого театра  войдут позднее в труппу Большого Петровского театра.
   В годы правления императрицы Екатерины II учреждается дирекция Императорских театров под управлением  И.П. Елагина с 20 декабря 1766 г. по 21 мая 1779 г., после чего эту должность занимал В. И. Бибиков в 1779— 1783. 
   В 1779 году строится Деревянный Театр Карла Книпера, позднее он получил название Вольного Российского  Театра, который расположился в Петербурге на Царицыном лугу (современное Марсово поле), в непосредственной близости от царского  зверинца и был предназначен специально для выступления
иностранных актеров. Позднее он нарекли    Деревянным театром, или Малым. Его содержанием занялись антрепренер  Книпер и артист  Дмитревский, которые в 1783 г. передали театр  казне. "Храм искусства"
просуществовал до 1797 года, когда был снесен.
   В 1775 году архитектор Антонио Ринальди начинает строительство  Большого Каменного театра по адресу: Карусельная  (ныне Театральная пл., 3).  Открытие состоялось  в 1783 году. Зрителей привлекали повестками от
Придворной конторы. Присутствовать на таких зрелищах было и честью, и обязанностью.
  В 1783 году архитектором Джакомо Кваренги строится Эрмитажный театрэрмитажный на 250 зрительских мест. Театр был  построен рядом с Зимним

Дворцом и был расчитан на посещения высокопоставленных особ. 16 ноября 1785  года премьерой комической оперы А. Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват» театр открыл свой  первый сезон. На сегодня Эрмитажный театр — самое старое из сохранившихся театральных зданий Санкт-Петербурга.
   Согласно специального Указа штат Русского «казённого» театр состоял из:  итальянской оперы и камер- музыки; балета; бальной музыки; французского театра;  русского театра; принадлежащих к театру людей и 
мастеровых. Была основана театральная школа и установлены пенсии артистам.

В 1783 году Указом Екатерины II  придворным труппам велено было давать определенное число спектаклей в месяц в общедоступных театрах  (Каменном и Деревянном) для горожан, покупавших билеты на представления». В конце 18 века для управления  придворными театрами учрежден «Комитет над зрелищами и музыкой», состоявший из генерал-поручика Петра  Мелиссино, генерал-майора Петра Соймонова, камергеров князя Н. А. Голицына и Адриана Дивова и камер-юнкера П. В. Мятлева, под председательством Адама Олсуфьева. С 1791 года придворные театры вновь перешли в единоличное управление и директорами ими в разные времена были:каменный князь Николай Юсупов (1791—1799), граф  Николай Шереметев (1799) и обер-гофмаршал Александр Нарышкин (1799—1819), при котором в 1806  году, уже  при Александре I, были учреждены Императорские московские театры.
    При Александре I в состав Императорских театров вошла итальянская опера под руководством Антонио  Казасси, которая выступала на сцене Александринского театра. В этой труппе был задействован тогда ещё  никому не известный композитор Катерино Кавос. В 1803 году он стал капельмейстером итальянской и русской  оперной труппы, а балетную возглавил французский хореограф Шарль Дидло.
  В конце XIX века в Петербурге работали: Мариинский императорский театр оперы и балета; Александринский  императорский театр русской драмы; Большой Каменный оперный театр; Михайловский театр. В 1879 году 
архитектор Фонтано построил Малый драматический (музыкальный) театр.
   К началу XX века контора Императорских театров представляла собой целый департамент с огромным  количеством чиновников.
     В Москве В 1776 г. по указу императрицы Екатерины II  князь Пётр Васильевич Урусов принялся за  строительство нового театра. Но здание сгорело, не успев стать театром и принять ни актеров, ни зрителей. 
Раздосадованныйи князь препоручил делу своему компаньону М. Медоксу, который и построил Большой  Петровский театр. Новое здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади, но и его постигла та же 
учесть во время пожара в войне с Наполеоном 1812 года. В 1821 году началось строительство театра на  изначальном месте по проекту О. Бове, и в 1825 году открылся Большой театр Москвы. В 1842 году театр  перешёл под руководство петербургской дирекции императорских театров; из Петербурга в Москву приехала  оперная труппа. В 1853 г. сгорело и это помещение, и театр был восстановлен и обновлен архитектором А. К.  Кавосом, сыном Катерино Кавоса. Еще в 1803 по требованию музыканта и композитора Катерино Кавоса,  работавшего в Петербурге, произошло разделение труппы на музыкальную и драматическую.
    Спектакли давались в доме Пашкова, с 1808 — в Новом Императорском театре (Арбатском), затем с 1814 — в  театре Апраксина на Знаменке.
Но еще до 1824 года, когда официально открылся Малый театр, балетно-оперная (Большой театр) и  драматическая труппы (Малый театр) Императорского Московского театра были единым целым: единая 
дирекция, одни и те же исполнители, но еще и долгое время после этого театры были соединены даже  подземным ходом, были общие костюмерные.
       Контора Императорских театров. XIX—XX века 5 января 1823 года московские Императорские театры выделены были из общей дирекции и отданы в ведение  московского генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына: директорами московских театров были Ф. Ф. Кокошкин  (1823—1831) и М. Н. Загоскин (1831—1842).
     В 1826 году учреждается министерство императорского двора, в ведение которого переходят все Императорские театры. Распоряжением от 1827 года чиновники, поступающие на сцену, лишались чинов, и только в 1831 года  было разрешено возвращать чины актёрам при увольнении. В 1829 года упраздняется Театральный комитет,  управляющий петербургскими Императорскими театрами, и взамен коллегиального руководства устанавливается единовластие директора.
     В 1829 году Комитет для управления петербургскими театрами был упразднен с назначением директором театров князя Сергея Гагарина (1829—1833). За ним следовали: А. М. Гедеонов (1833—1858); гофмейстер А. И. Сабуров 
(1858—1862); граф А. М. Борх (1862—1867); гофмейстер С. А. Гедеонов (1867—1875); статс-секретарь барон К. К.  Кистер (1875-1881); обер-гофмейстер И. А. Всеволожский (1881-1899); С. М. Волконский (1899—1901) и В. А.  Теляковский (1901—1917).
     Печать афиш для всех театров России   монополизировала Дирекция императорских театров и ее  контрагенты.  Также в ведении дирекции находился репертуар и  административно-хозяйственная часть Императорских театров, материальные, бытовые и  творческие условия работы артистов, работа с драматургами.
В 1842 году в Петербурге объединились Мариинский, Александрийский и Михайловский театры,  а в  Москве   Большой и Малый театры.  При Императорских театрах действовали  театральные школы, являвшиеся
"кузницами" артистов балета, оперы и драмы.

                            Заслуженные артисты Императорских театров

В 1896 году появилось звание — Заслуженный артист Императорских театров, первыми его получили  петербургские драматические актеры Александринской труппы: К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, Е. Н. Жулева, П. М.
Медведев и М. Г. Савина.

  Список Заслуженных артистов Императорских театров по годам присвоения звания.

1896
Варламов, Константин Александрович (1849—1925), драматический актёр.
Давыдов, Владимир Николаевич (1849—1925), драматический актёр.
Жулева, Екатерина Николаевна (1830—1905), актриса театра (в связи с 50-летием сценической деятельности).
Медведев, Пётр Михайлович (1837—1906), театральный актёр, режиссёр, антрепренёр.
Савина, Мария Гавриловна (1854—1915), драматическая актриса.
1899
Медведева, Надежда Михайловна (1832—1899), актриса театра.
1900
Преображенская, Ольга Иосифовна (1870—1962), балерина, педагог.
Хохлов, Павел Акинфиевич (1854—1919), оперный певец, солист Большого и Мариинского театров.
1902
Ермолова, Мария Николаевна (1853—1928), драматическая актриса.
Федотова, Гликерия Николаевна (1846—1925), актриса театра.
1903
Барцал, Антон Иванович (1847—1927), оперный певец (тенор), режиссёр.
Музиль, Николай Игнатьевич (1839—1906), актёр театра.Николай Игнатьевич Музиль
1904
Кшесинская, Матильда Феликсовна (1872—1971), балерина, педагог.
1911
Садовская, Ольга Осиповна (1849—1919), актриса театра.
1912
Збруева, Евгения Ивановна (1867—1936), оперная певица (контральто).
1914
Легат, Николай Густавович (1869—1937), артист балета, балетмейстер.
1915
Горский, Александр Алексеевич (1871—1924), артист балета, балетмейстер.
Год присвоения звания не установлен
Васильева, Надежда Сергеевна (1852—1920), актриса театра, режиссёр.
Корсов, Богомир Богомирович (1845—1920), оперный певец (баритон).
Ленский, Александр Павлович (1847—1908), театральный актёр и режиссёр.
Мичурина-Самойлова, Вера Аркадьевна (1866—1948), актриса театра.
Никулина, Надежда Алексеевна (1845—1923), драматическая актриса.
Правдин, Осип Андреевич (1849—1921), актёр театра, педагог.
Рыбаков, Константин Николаевич (1856—1916), драматический актёр.
Садовский, Михаил Провович (1847—1910), актёр театра.
Стрельская, Варвара Васильевна (1838—1915), актриса театра.
Фигнер, Николай Николаевич (1857—1918), оперный певец (лирико-драматический тенор).
Южин, Александр Иванович (1857—1927), актёр, драматург, театральный деятель.
Юрьев, Юрий Михайлович (1872—1948), драматический актёр.

  В 1881 году была создана «комиссия по искусственной части», в ее состав вошли многочисленные деятели культуры, среди них    А. Н. Островский,  А. А. Потехин,Д. В. Аверкиев, Э. Ф. Направник. В результате работы комиссии был выработан ряд театральных реформ ( в 1882  были изданы новые правила, была упразднена система амплуа. В 1885 году заведующим репертуаром  московскими Императорскими театрами назначается А. Н. Островский. В 1908 бенефисы в Императорских театрах  были ликвидированы.
      В период с 1892 по 1915 годы при Императорских театрах было налажено  издание  «Ежегодника императорских театров». Сей журнал  являлся периодическим изданием и выпускался Дирекцией императорских театров в 
Петербурге. На страницах данного издания  публиковался большое количество справочных материалов,   содержащих  репертуар всех императорских театров Москвы и Петербурга, сведения об актёрах, результаты  работы Театрально-литературного комитета, хроника. Выпуски 1893/94 - 1905/06 сезонов содержали  приложения со статьями, исследованиями и другими материалами. Редакторами журнала в разное время  являлись: А. Е. Молчанов, С. П. Дягилев, П. П. Гнедич, Н. В. Дризен.
     В XX веке театральные реформы осуществляли частные театры (МХТ, Мастфор, Камерный театр Таирова,  Московская частная опера Мамонтова, Опера С. Зимина). Именно туда стали обращаться со своими  произведениями и новаторскими идеями молодые авторы, композиторы, режиссеры, когда отказывали в  постановке Императорские театры. Именно так, скажем, произошло с оперой Золотой петушок Римского-Корсакова, которой было отказано в постановке на Императорской сцене, но премьера успешно прошла 24  сентября 1909 года в частном театре С. Зимина, в постановке режиссера П. С. Оленина, который сам не был сразу принят в московский императорский Большой театр.
       После свершения Февральской революции Дирекцию императорских театров переименовали в Дирекцию государственных театров. Ее возглавил Фёдор Батюшков. Дирекция существовала до ноября 1917 года.

Высочайшее пожалование

 

Вчера управляющим конторою Императорских театров С. Т. Обуховым получена телеграмма от директора Императорских театров о Высочайшем пожаловании солисту оркестра Большого театра виолончелисту Р. И. Эрлиху звания заслуженного артиста Императорских театров. Интересно отметить, что это — первый случай пожалования звания заслуженного артиста оркестранту, состоящему на службе. До сих пор это звание давалось, как это было с арфисткою Эйхенвальд, только по выходе в отставку.

Газета «Русское слово»