Волшебный голос Робертино Лорети
Ломка (мутация) голоса у вокалистов
«- Робертино есть?
— Нет
— Почему?
— Подрос…»
Х.ф. «Я шагаю по Москве» Г. Шпаликов, Г. Данелия, 1963 г.
Однажды одному маленькому итальянскому мальчику во сне явилась Дева Мария. Она сказала ему всего одну фразу: «Ты станешь великим и к тебе потянутся люди». Кто тогда мог подумать, что этот сон станет пророческим для малыша из бедной семьи, которого звали Роберто Лорети.
В эти ноябрьские дни проходят гастроли знаменитого Робертино Лорети в России. 12 — 13 числа были два вечера в Московском Доме музыки, в конце же месяца
анонсируются концерты в Санкт-Петербурге. Чем не повод поговорить о «золотом мальчике» и его непростой судьбе? Заранее прошу прощение у читателей, что поместил сию статью в рубрику «Здоровье», но не использовать такой замечательный повод, чтобы поговорить о мутации детских «ангельских» голосов было бы очень опрометчиво. Наверху стоят две ссылки пройдя по которым вы можете без труда выбрать интересующий вас раздел статьи.
Итак, в Риме 22 октября 1946 года родился мальчик, получивший при рождении имя Роберто. Он ничем не отличался от пятерых своих братьев и двух сестер, если не считать того, что постоянно что-то напевал себе под нос. «Я даже еще не разговаривал толком, но уже идеально пел.» (Р. Лорети). Впрочем, в стране великого Карузо этим кого-либо удивить довольно сложно. Но, время шло. Отец будущего певца Орландо был простым штукатуром, который зарабатывал на жизнь ремонтом домов. Сам же Роберто в возрасте пяти лет начал свой творческий путь с выступлений в многочисленных римских ресторанчиках. Вспоминая об этом периоде своей жизни певец всегда подчеркивает, что пел тогда не для заработка, а для удовольствия. Тогда же он участвует в конкурсе на итальянском радио для певцов-любителей и занимает там первое место. В шесть лет Роберто становится солистом в церковном хоре, где получает первые уроки музыки и вокала. А через два года он уже поет в хоре Римского оперного театра. Там в хоровых партиях всегда было место для соло обладателя «белого голоса».
Кто знает как сложилась бы дальнейшая судьба вундеркинда если бы в 14 лет во время одного из выступлений в кафе «Гранд-Италия» его не заметил бы датский музыкальный критик Сайр Вольмер-Серенсен, которого покорил голос мальчика. Вот как об этом случае вспоминал его отец: «Он записал на магнитофон голос моего сына и сказал: «Слушай, мальчуган, мне твои песни очень нравятся. Если они понравятся и моим коллегам в Дании, если ты и твои родители согласятся, то я увезу тебя с собой в Копенгаген, где ты будешь учиться музыке. Жди телеграммы» и через три дня телеграмма пришла и в ней было лишь одно слово — «Выезжай».
Результат превзошел все ожидания. Робертино, так стали именовать певца после подписания контракта, получил очень хорошую прессу и зрительский успех после выступлении на телевидении. Но, что было и вовсе невероятно, уже первый диск «O Sole mio» стал золотым. Его «Ямайка», «Вернись в Сорренто», «Санта Лючия», «O Sole mio» — стали абсолютными хитами. В результате Робертино пришлось остаться в столице Дании на четыре года. Предложения о гастролях и записях новых дисков сыпались один за одним. Сначала юному Лорети очень понравилась такая жизнь — концерты, признание, публика, сходящая с ума при его появлении. Но уже спустя пять месяцев к певцу стала приходить усталость — выступать приходилось нередко по два-три раза в день. Популярность «апенинского соловья» росла с геометрической прогрессией. Пластинки с его песнями порой продавались лучше, чем диски самого Элвиса Пресли. В Советском Союзе и вовсе был поставлен рекорд — 56 миллионов проданных записей певца. В шестнадцать лет произошло то, что когда-нибудь должно было произойти. У Робертино стал мутировать голос. Это произошло на съемке фильма «Кавалина Росса» в Австрии. Ломку голоса спровоцировала сильная простуда. В довершение всего в результате медицинской небрежности Робертино едва не остался инвалидом. Певец, вспоминая тот период говорил, что чувствовал себя ни рыбой, ни мясом. Когда он решил поговорить об этом с импресарио, то тот исчез из его жизни вместе с деньгами за оплаченные вперед концерты во Франции. Пауза в творчестве вокалиста затянулась на долгие два года. Была надежда, что после мутации Лорети станет — лирическим тенором, но голос получил драматическую окраску и даже приближался по звучанию к баритону.
В 1964 году с песней «Маленький поцелуй» Лорети вошел в пятерку на знаменитом фестивале Сан-Ремо. Постепенно к певцу стало приходить понимание, что ему уже больше никогда в жизни не стать Робертино, которого так любил весь мир. В середине семидесятых он пытается стать кинопродюссером, затем заняться торговлей. И все-таки любовь к песне берет свое. Лорети возвращается на эстраду в начале 80-х. Он записывает диск, в который входят наряду с его прежними хитами национальные итальянские песни.
Робертино был дважды женат. С первой женой он прожил 23 года. С ней он расстался из-за ее пристрастия к алкоголю. От первой жены у него сын и дочь, которая родила для счастливого деда двух мальчиков. Вторая же жена Лорети младше певца на тринадцать лет. От этого брака у Робертино родился сын, которому сейчас уже 21 год. Десять лет назад Лоренцо напросился с отцом на передачу. «Хочу спеть с тобой «О соле мио». Ты начнешь, а я закончу». Вспоминая о том вечере маэстро говорил, что когда вступил его сын он услышал того — прежнего Робертино. Однако, на все уговоры Лоренцо о сольной карьере отец ответил отказом — два Робертино для одной семьи слишком много.
Сейчас сеньор Лорети часто гастролирует, в том числе по России, Японии, Европе, Америке. У него прекрасный дом и ресторан. Он разводит породистых лошадей.
Ломка или мутация голоса подростков
Для начала давайте разберемся как образуется речь (голос) в процессе общения или пения. Наш аппарат звукообразования довольно сложный механизм, в котором задействованы одновременно сразу несколько составляющих.
Головной мозг подает сигнал речевому центру на образование звука. При этом легкие сначала набирают, а затем выдыхают воздух. Проходя через голосовые связки воздушный поток заставляет их колебаться. Далее, образованные таким образом звуковые вибрации поступают в акустический центр человека. В нем находятся резонаторы: грудная клетка, гортань и носоглотка. Артикуляционный аппарат последней в свою очередь состоит из: языка, неба, зубов, нижней челюсти. Именно здесь и рождается речь.
У детей речевые центры формируются в процессе взросления. Голосовые связки у них вибрируют не полностью, а только по краям и не утолщены, гортань маленькая. Поэтому так часто у детей можно услышать звонкие «высокие» голоса.
Ломка голоса (мутация) у подростков происходит в период их полового созревания, при этом возрастной диапазон варьируется от 11 до 18 лет. Причем вопреки расхожему мнению этот процесс происходит как у мальчиков, так и у девочек. Однако, в отличие от мальчиков связки у девочек растут медленнее, менее утолщены и более эластичны. Гортань в этот период у мальчиков увеличивается в полтора раза, у девочек на треть. В результате звучность голоса подростка, в основном это касается мальчиков, понижается сразу на несколько тонов, голос становится грубее и ниже. Растут и изменяются и все остальные органы звукообразования, в результате чего меняется и тембр.
Процесс мутации обычно продолжается в течении двух-шести месяцев. В этот период нужно особенно беречь голосовые связки, стараться их не нагружать и постараться избежать простудных заболеваний.
Бывают случаи, когда подростку удается избежать ломки голоса. Как правило это происходит в результате неправильного полового созревания. В таких случиях врачи рекомендуют своевременно обращаться к специалисту по фонетике, которые довольно быстро и легко «настраивают» пациента на более низкие ноты. В противном случае фальцет приводит к возникновению дополнительных комплексов у подростка.
Однако, вернемся к мутации голоса. Очень важно помочь подростку адапироваться к своему новому звучанию. Особенно это, конечно, касается вокалистов. Надо объяснить, что это вполне нормальный процесс и что через него все рано или поздно проходят. Также надо сказать что форсирование ситуации может привести к самым неблагоприятным для голоса и связок последствиям. Необходимо чтобы ребенок понимал, что пока естественные процессы взросления организма не закончатся он обязан самостоятельно контролировать допустимые пределы звуковых колебаний не только во время концертов или репетиций, но и в быту.
Если ребенок солирует и на нем «держатся» выступления хора. Попробуйте поговорить с концертмейстером о складывающейся ситуации и помните, что от принятого вами совместного решения зависит будущее вашего ребенка.