Здание Юсуповского дворца обычно не входит в экскурсионную программу туриста, посещающего Санкт-Петербург. Что не совсем понятно, по своему богатому убранству и красоте особняк не уступит ни одному из дворцов Питера и его пригородов. А по своей исторической и культурной ценности его значение и вовсе трудно переоценить. К тому же его выгодно отличает его местонахождение — центр Санкт-Петербурга. Чтобы попасть в него необходимо доехать до ст. метро «Невский проспект» и двигаться по самому Невскому до набережной реки Мойка, а далее в сторону увеличения нумерации домов до Юсуповского дворца.
Своей известностью, во многом, дворец обязан Григорию Распутину. Дело в том, что именно в этом здании в 1916 году происходило убийство знаменитого старца, а одним из заговорщиков был князь Феликс Юсупов. Ходят слухи, что и сейчас тень Распутина не покинула стены дворца, а с некоторыми посетителями случаются во время экскурсии обмороки. Как вы понимаете это только прибавляет интерес к экспозиции. Однако надо знать, что попасть на эту лекцию не так-то и легко. Дело в том, что тематическая экскурсия «Убийство Г.Е. Распутина» для обычных посетителей в музее проходит лишь раз в день, в отличие от организованных групп.
Однако неверно думать, что история смерти Григория Распутина единственное, что может вызвать интерес во дворце Юсуповых. Величие особняка, его архитектура, вкус и восточный стиль его залов без сомнения не оставят вас равнодушными.
Дворец был возведен в 40-х — 50-х годах XVIII века в имении и по заказу графа П.И. Шувалова. Задумывался и был построен он двухэтажным. В 1770 году происходит перестройка дома Шуваловых архитектором Ж.-Б. Вален-Деламотом. Сверху надстраивается еще один этаж, само здание расширяется, пристраивается портик с шестью колоннами. Все это повысило статусность особняка. С этих пор петербуржцы стали именовать его не иначе как дворец. В 1789 году после смерти Шувалова дом перешёл к его дочери Александре и сыну Павлу.
В 1795 хозяйкой дворца становится племянница князя Г.А. Потемкина графиня А.В. Браницкая, которая получила усадьбу в подарок от императрицы Екатерины II.
Своему нынешнему названию дворец обязан князю Борису Николаевичу Юсупову, который приобрел здание 5 марта 1830 году за 250000 рублей ассигнациями. Но не успел новый хозяин вступить во владение особняком, как начинается новое строительство, которое продолжится в течении восьми лет. Юсупов приглашает для работы архитектора А.А. Михайлова. Ко дворцу пристраиваются два одноэтажных флигеля, перестраивается фасад боковые резалиты становятся трехэтажными, происходит перепланировка внутренних помещений, обустраивается парадный вход и возводится мраморная лестница. Потолки дворца были расписаны известными художниками: А. К. Виги, П. Скотти, Ф. Торичелли и А. И. Травиным. Подвергаются дополнительной отделке Банкетный и Танцевальный залы, Большая Ротонда, Синяя и Красная гостиные. Возводятся оранжереи и садовый павильон.
В 1881 году архитектор А.Д. Шиллинг построил при дворце Покровскую церковь. В 1890—1916 произведена внутренняя, большая реставрация дворца под руководством архитектора А. А. Степанова. В начале 1890-х годов во дворце были проведены электричество, канализация и водопровод, водяное отопление и создана Мавританская гостиная. В 1914 году под руководством архитектора Белобородова Андрея Яковлевича на жилой половине Ирины и Феликса Юсуповых были созданы Большая гостиная, Большой зал, Столовая.
Особое место в жизни дворца занимает знаменитый Домашний театр Юсуповых. Он был заложен еще в 30-х годах архитектором Михайловым. Но потом был перестроен в 1858-1859 годах. Архитектор Ипполит Александрович Монигетти отстроил его в стиле рококо. Зал театра включает в себя два яруса зрительских мест, партер, центральную ложу и рассчитан на 180 человек. В 1890 году архитектор Александр Александрович Степанов производит реставрацию театра. Он в 1899 году привлекает для росписи плафонов художника Э. Липгарта. Был создан уникальный, сохранившийся до сих пор занавес. Но главной гордостью зала по права считается уникальная акустика. Театр сохранился до нашего времени в своем первозданном виде. Он до сих пор является действующим и на его сцене выступают оперные и балетные исполнители. В разные годы на его подмостки выходили: Анна Павлова, Федор Шаляпин, Ференц Лист, Полина Виардо, Леонид Собинов и многие другие. По свидетельствам очевидцев в этом театре собирался весь театральный Петербург. А Император Николай I говорил, что театры сохраняются в Петербурге только у Юсуповых и Шереметевых.
Необходимо упомянуть о Белоколонном зале Юсуповского дворца, сохранившего для нас уникальные интерьеры и акустику. Его построил во время второй перестройки А.А. Михайлов. Зал также называют Банкетным и располагается он с восточной стороны дворца. В феврале 1836 года в Белоколонном зале проходили первые репетиции оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». В этих залах проходят «Музыкальные променады», которые сочетают экскурсию с вокальными и танцевальными постановками.
После революции во дворце открыт историко-бытовой музей с картинной галереей. А в 1925 году Юсуповский дворец становится Домом работников просвещения. Картины и наиболее ценные экспонаты передаются в Эрмитаж и Русский музей. Тогда же в тайнике обнаруживается ранее неизвестная переписка А.С. Пушкина и Е.М. Хитрово.
Во время войны здание дворца сильно пострадало, однако уже через год после победы открываются несколько отреставрированных залов.
Сегодня Юсуповский дворец имеет статус действующего музея, в котором находятся две экспозиции. Кроме того это еще и действующий театрально-развлекательный центр. Администрация дворца старается сохранять дошедшие до нас традиции музыкальных представлений. Так, например, проводятся «Гала-вечера с балетным дивертисментом», так называли торжественные представления еще в XVII веке. Здесь также нередко проходят выступления артистов Михайловского и Мариинского театров.
Адрес дворца: Набережная реки Мойки, д. 94. (Ст. метро Садовая)