Звезды и легенды оперы и балета

Антонина Васильевна Нежданова глава 3

Центральное место в творчестве Неждановой занимают оперы Римского-Корсакова. В партии Снегурочки А.В. выступила впервые в 1907 году. Снегурочку Нежданова рисует — капизным, балованным ребёнком, трогательным в нивном неведении жизни.В сцене «таяния» зритель видел не трагедию женской души,а
гибель существа, «неприспособленного к жизни вследствие своей чувствительности и нежности».

Самое сильное творение Неждановой-образ Марфы в «Царской невесте».Она пела партию Марфы, как народную песню.Марфа-Нежданова столь же стыдлива, как
глубка её любовь к Лыкову, выросшая из детской дружбы. В сцене с Грозным — А.В. передает безотчётный страх. «Пльма первенства, конечно, г-же Неждановой-Марфе, но пальма не только за идеальное пение, но и за идеально правдиво, глубоко трогательно данный образ Марфы в последнем акте. Игра артистки с необычайной силой захватила весь зал, причём многие плакали». («Русское слово» 1916г.)
Загадочную Шемаханскую царицу надо признать одним из лучших образцов вокально-сценического мастерства.» Г-жа Нежданова положительно очаровала своим из ряда вон выходящим голосом, его бархатным, ласкающим тембром, изяществом исполнения. Едва ли Римский-Корсаков рисовал в своём воображении песню Шемаханской царицы иначе, чем в исполнении Неждановой» («Петроградская газета» 1915 год)
Первый раз Нежданова спела Виолетту в «Травиате» 14 декабря 1904 года. Над этим образом сней работала М.Н.Ермолова.Она не навязывала Неждановой приёмов драматической игры. Подсказывая ощущение, она будила в Неждановой нужное настроение, учила находить нужнын тембровые краски.С первого выхода на сцену Неждановой-Виолетты зритель видел скромную, простую, сердечную девушку в чуждом ей окружении, вынужденную вести жизнь, полную нравственных и физических страданий. В интонациях Неждановой, читающей письмо Жермона-отца слышится и вся огромная любовь Виолетты к Альфреду и предчувствие неизбежности смерти.
В последнем дуэте Виолетты с Альфредом голос Неждановой звучит не как страстный порыв умирающего, а как утешение любимого ребёнка, каким кажется Альфред Виолетте-Неждановой.
Большим достижением Неждановой была партия Маргариты в опере Гуно «Фауст». Чисто, с отчётливостью в колоратурных пассажах и с тонким оттенками исполнена была «ария с жемчугом».Ария по требования публики повторялась.Впервые появляясь на сцене среди праздничной толпы она как бы олицетворяла собой невинность и простоту. Исполняя «Балладу о фульском короле», Нежданова то убыстряла, то почти останавливала движение прялки, соответственно изменяя темп самой песни.В любовном дуэте с Фаустом, она показывала всю красоту своего голоса изамечательное владение им.
Когда Нежданова впервые выступила в «Севильском цирюльнике» в 1913 году, то в сцене урока пения она виртуозно спела арию из «Семирамиды» Россини. Критик, дирижёр и композитор Н.Р.Кочетов писал: «Нежданова положительно ослепила слушателей фейерверком невероятных рулад и хроматических гамм, больше чем на две октавы, блистательно-непогрешимы стаккато и смелейшими высочайшими нотами. И всё это с неизменной для неё прелестью звука и безупречной музыкальностью».