Звезды и легенды оперы и балета

Австралийская опера и балет

Австралийский балет
Австралийская школа балета
Австралийская опера
Сиднейский оперный театр (The Opera Australia) 

Своё начало балет Австралии ведёт с 1833 года, когда в Сиднее начала свою работу школа танца. Его развитие началось уже в начале сороковых годов, когда многочисленные балетные труппы своими выступлениями подняли интерес на зелёном континенте к этому виду искусства.  К этому времени появились и свои танцовщики. В балете «Тщетная предосторожность» вместе с французской опера австрбалериной А. Димье танцевал австралиец Дж. Чамберс. В 1889 году в Мельбурне возникла балетная труппа, в состав которой входила знаменитая танцовщица М. Уэйр. На стыке двух веков М. Эверетт основывает балетные училища в Мельбурне и Сиднее. В это же время основными балетными площадками становятся — Комическая опера и сцена Оперной труппы Мелбы.
   Новая волна популярности балета в Австралии наступает вместе с русскими гастролями, проходившими с 1926 по 1940 год. В эти годы австралийцы увидели балеты в исполнении Анны Павловой и Ольги Спесивцевой, познакомились с постановками М. Фокина и Л. Мясина. Некоторые артисты из выступавших тогда на австралийской сцене решили остаться и продолжить свою работу в качестве преподавателей. Среди них были Э. Эдиссон, Л. Саронова и М. Бурлаков. Они вместе с Л. Лайтфут основали в начале тридцатых годов балетную труппу. Балетный репертуар их театра состоял, в основном, из постановок Михаила Фокина («Петрушка», «Шехеразада»).
    В 1937 году создается Современный балет Аделаиды с балетмейстером Дж. Тристом. В 1941-1945 году труппа Э. Кирсовой в Сиднее. В 1945 году создаётся Австралийское балетное общество, а на следующий год Мельбурнский балетный клуб («Балле гилд»), который возглавил балетмейстер Л. Мартин. В 1949 году основывается Национальный балет Австралии, балетмейстерами в котором были Дж. Грейм, Р. Рид, М. Скотт. В разные годы ставятся балеты «Аркаринга», музыка купера (хореография Перроте); «Эурока», музыка Пенберти (хореография Александера); «Леди Огаста», музыка Дворжака (хореография Дж.Триста); «Корробори», музыка Антиллы (хореография Р. Рида.)
   В возникновении Австралийского балета немалую роль играла Мельбурнская школа, созданная в 1940 году Э. Борованским. Труппа Ballet Russe, в состав которой входили: Л. Мартин, Д. Стивенсон, К. Горем, П. Гринвис, П. Сэджер, П. Хаммонд; а в репертуар как классические так и современные постановки европейских и американских хореографов. Осуществлялись и балетные постановки Борованского («Земля Южная»,музыка Роуфа, «Чёрный лебедь», музыка Сибелиуса). В 1962 году школа Борованского была преобразована в труппу Австралийский балет, которую до 1978 года возглавляла П. ван Праг (с 1965 по 1975 год второй художественный руководитель Р. Хелпмен), с 1979 труппой руководил М. Джонс. Репертуар строился в основном наклассических постановках: «Жизель», «Коппелия», «Раймонда», «Дон Кихот»; в хореографиях Ф. Аштона — «Тщетная предосторожность», «Золушка», «Фасад»; Л. Ф. Мясина — «Мамзель Анго», музыка Лекока; Дж. Баланчина — «Серенада» и «Балле эмпериаль», музыка Чайковского; Р. Хелпмена — «Дисплей», музыка Уильямса (на сюжет нац. легенды), «Югэн», музыка Тоямы; Г. Тетли — «Созвездие близнецов», музыка Хенце; Р. Хайнда — «Весёлая вдова», музыка Легара. Ведущими танцовщиками труппы были:Горем, М. Джонс, Э. Файфилд, балерины — Л. Олдес, М. Роу, Г. Сток, К. Рэппел, А. Чейс; солисты — Г. Уэлш, К. Коу, А. Олдер, Г. Нормен, У. Бёрк. В ноябре 2012 года Австралийский балет в Мельбурне отметил своё пятидесятилетие. В состав труппы входят 76 танцовщиков. Артисты кордебалета нередко выступают в ролиопера хауз сидней солистов.Представления идут блоками — от 12 до 20 спектаклей подряд. Так, например, в Сиднейском Opera House «Лебединое озеро», музыка Чайковского (хореография Граема Мерфи) шло с 30 ноября по 19 декабря. При этом спектакли показываются в течении 11 месяцев в год. Артисты выступают каждый день, кроме воскресения, а по средам и субботам даётся по два спектакля в день.
  Также в Австралии в разные годы были организованы: Австралийский танцевальный театр (с 1965, руководитель Э. Далман), «Балле Виктория» (руководитель Уэлш), Балетная труппа Западной Австралии (руководитель Рид), Балетная труппа Квинсленда (руководитель Х. Хейторн). В Мельбурне работают основная Австралийская балетная школа (с 1964 руководитель М. Скотт) и Балетная академия Горем, в Сиднее — школа Салли — Борованского, школа Лоррен Нортон и Танцевальный центр Боденвизер. Выходит журнал «Australasian dance». Среди балетных критиков известна исследователь и собирательница танцевального фольклора Б. Дин.
  В Мельбурне есть школа Австралийского балета, которая распологается в здании балетной компании. В неё принимаются дети с десяти лет и обучаются в течении восьми лет. При этом первые пять лет обучение балету производится параллельно с общеобразовательным курсом. А с шестого класса, только как балетное училище. В школе обучаются более 200 учащихся. Выпускники устраиваются не только в Австралийские балетные труппы, но и зарубежные.
Балетная Энциклопедия, 1981
Интервью Эммы Владимировны Липпы

В 1832 году антрепренёр Б. Леви построил в Сиднее первое постоянное театральное здание, получившее название «Ройял театр». Режиссёром-постановщиком и ведущим актёром этого театра был К. Ноулс.
В репертуар театра наряду с комедиями, фарсами и мелодрамами входили пьесы Шекспира («Ричард III», «Макбет»). Значит, место в спектаклях уделялось
музыкальному сопровождению и танцам. В антрактах и в конце спектаклей исполнялись короткие хореографические сценки, песни, арлекинады. 
В 1834 в «Роял театре» показали первый
оперный спектакль-«Клари» Г. Бишопа. В сороковых годах на сцене этого театра было
поставлено много итальянских опер: «Опера нищих» Гея и Пепуша и несколько опер современных
ирландских и английских композиторов («Богемская девушка» M. Балфа, «Ночные танцоры» Лодера). Театральные постановки и первые музыкально-сценические произведения австралийских
композиторов комической оперы: «Весёлые проказы» (1844) и «Дон Джон
Австрийский» (1847) А. Натана, «Маритана» У. Уоллеса (1849). Формируется национальная композиторская школа (австралийские композиторы получали образование преимущественно в Англии), среди ее основоположников— А. Хилл, Э. Хатчесон, Э. Трумэн. Видную роль в развитии австралийской музыкальной культуры сыграла деятельность композитора, пианиста и фольклориста П. Грейнджера.
 В 1882 возникло крупное театральное предприятие,
возглавлявшееся актёрами Дж. Уильямсоном, А. Гарнером, Дж. Масгровом. В
него входили театры: в Мельбурне («Роял театр», «Принсесс театр»), в Сиднее
(«Роял театр») и Аделаиде («Аделаида роял театр»). Здесь ставились произведения
австралийских драматургов и иностранные классические оперы и оперетты.
 В большинстве театров Австралии силами одного и того же коллектива ставились драматические и оперные спектакли.
В 1850 году в Сиднее была основана компания во главе с дирижёром Л. X. Лавеню, ставившая исключительно оперы (Россини, Верди, Доницетти). Компания гастролировала по городам Австралии. Тогда же стали возникать многочисленные оперные коллективы. Особенной известностью пользовались австралийские певцы: А.Л. Прингл, Э. Рассел, А. Янсен, Ч. Тилбери, Л. Арене, М. Юджин, Р.
Бакмен.
В 1889 Дж. Уильямсон организовал труппу танцовщиц, участвовавшую в танцевальных сценах и пантомимах в оперных спектаклях, а в 1897 открыл в
Мельбурне балетную школу. Одна из участниц его труппы, педагог школы М.Эверетт, открыла в 1909 свою балетную школу в Сиднее.
   В начале ХХ века коммерческие театры Австралии переживали кризис, вызванный
конкуренцией иностранных коллективов, гастролировавших в Австралии..
 Популярными жанрами Австралийского театра в 20-х годах продолжали оставаться опера и
балет. На развитие австралийского оперного театра значительное влияние оказали гастроли
ряда крупных европейских оперных артистов и, в первую очередь, Ф. И.Шаляпина
(1929). В 20-е годы в Сиднее организовалась «Оперная лига», способствовавшая развитию национальной оперы. Среди исполнителей — Н. Мелба,
первая австралийская певица, гастролировавшая в театрах Европы и Америки,
певцы: Бедфорд, Р. Иттлер, Д. Маккинес. В 30-е гг. широкую известность получила австралийская певица М. де Ганст. В первой половине ХХ века австралийские
композиторы создали новые музыкально-сценические произведения: оперы
«Эндимион» Дж. Антилла, «Джованни», «Леди Долли», «Девушка-мавританка»
А. Хилла (либретто многих из этих опер основаны на легендах племени
маори); комические оперы «Примадонна» и «Дьявол её возьми» А. Бенджамина;
балеты «Балетная сюита корробори» Дж. Антилла, «Терра Аустралис» и
«Морская легенда» Э. Роуф, «Трагедия моды» Гуссенса, «Фауст» X. Крипса,
«Трилогия Жанны д’Арк», «Сфинкс», «Маска Люцифера», «Каин и Авель» М.Лорбера, «Калейдоскоп» и «Эурока» Дж. Пенберти, «Аркаринга» Г. Купера.
Значительная часть этих произведений была построена на австралийских сюжетах.
   В 1951 в Сиднее организована Национальная оперная компания Южного Уэльса, которая в
1952 слилась с Мельбурнской оперной компанией. Объединённая труппа давала регулярные спектакли в крупных городах страны. В 1954 создана творческая
общественная организация — «Австралийский елизаветинский театральный трест»,
задачей которого являлось развитие всех жанров национального Австралийского театра.
      Австралийская Опера (The Opera Australia) располагается в Сиднейском оперном театре, в штате Новый Южный Уэльс (New South Wales).
  Сиднейский оперный театр (The Sydney Opera House) — один из символов Австралии — расположен на мысе Беннелонг Поинт (Bennelong Point). До начала этого постройки театра на этом мысе располагались Форт Губернатора Макери, а поздже трамвайное депо. рядом находится знаменитый «Харбор Бридж» (Harbour Bridge) — мост через гавань.
 Здание оперного театра включает в себя четыре основных части: Концертный зал (2690 мест), Оперный театр (1547 мест), Драматический театр (544 места), «Плейхауз» (398 мест).
   Строительство комплекса было начато 1 марта 1959 года. Конкурс проектов, на который было принято 880 заявок из 45 стран, выиграл датский архитектор Йорн Утзон. Значительная сумма на постройку театра была получена от специально проведённой лотереи. К работам по возведению театра были привлечены свыше десяти тысяч строителей. С 1966 постройкой фасадов и планировкой интерьеров занимались уже австралийские архитекторы Питер Холл, Дэвид Литлмор и Лайонел Тодд.
 Открытие Сиднейского оперного театра состоялось 20 октября 1973 года при участии королевы Елизаветы Второй. Первой оперой, данной на сцене этого театра, стала «Война и мир» Прокофьева.
 Самый большой зал комплекса, первоначально планировавшийся как оперный было решено переоборудовать в концертный. Австралийская Опера располагается в меньшем по величине зале комплекса, поэтому название «Сиднейский оперный театр» условно.
В Сиднейском Оперном театре ежегодно проводится почти трёх тысяч концертных мероприятий, которые каждый год посещает около двух миллионов зрителей.
 
В программе Оперного Театра есть собственная опера, написанная о нем, она называется «Восьмое Чудо».
 
Сиднейский Оперный театр открыт для широкой публики 363 дня в году – он закрыт в Рождественский День и Великую Пятницу.
Первым певцом, выступившим в Сиднейском Оперном театре, был Пол Робсон. В 1960 году он взобрался на сцену и исполнил «Ol’ Man River» перед обедавшими рабочими.

В 1980-х годах над оркестровой ямой Оперного театра была установлена сетка. Такое решение приняли после того, как во время оперы «Борис Годунов» с участием живых цыплят одна из птиц покинула сцену и приземлилась на голове виолончелиста.
 
28 июня 2007 года Сиднейский Оперный театр был признан объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО и был включён в число двадцати финалистов проекта «Семь Новых Чудес Света».