Итак, день первый. Начать решили с финала оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник». Общее выступление участников.
Очень хорошие голоса, кого-то выделять пока рано, но все оставили приятное впечатление.
По традиции нас приветствовали Святослав Бэлза и Алла
Сигалова. Они представили Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки. И членов жюри, которым сегодня предстоит выбрать из шестнадцати участников восемь самых достойных. Председатель — Тамара Синявская — оперная певица, народная артистка СССР, профессор, лауреат многих Международных конкурсов, организатор Международного конкурса вокалистов имени Магомаева; Мария Гулегина — мировая оперная примадонна; художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России Дмитрий Вдовин; Фабио Мастранжело — главный дирижер и художественный руководитель оркестра Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», главный дирижер Симфонического оркестра Якутской филармонии Symphonica ARTica, постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра; Людмила Максакова — народная артистка России. Все готово и «Большая опера», спустя два года, возвращается на телеэкраны.
А открывать проект выпало баритону, солисту Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко — Антону Зараеву. Он исполнил «Куплеты Эскамильо» из оперы Ж. Бизе «Кармен». Звучание очень неплохое, но на мой взгляд не хватило актерского мастерства плюс небольшие вокальные огрехи. Акцент был сделан на голос, но не на образ.
Соперник Антона — Алексей Исаев — баритон, солист Геликон-оперы, напротив, был актерски более убедителен в «Каватине Фигаро» из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник». Звучание голоса мне понравилось, хотя и здесь было к чему придраться.
Ну а теперь вердикт жюри. Голоса разделились. И в самом деле два очень неплохих баритона. Но кому-то придется уйти. Всегда в таких случаях вероятность судейской ошибки велика. Как знать, может быть в другой день проигравший сегодня «зазвучит» более убедительно. Тем не менее решение судей — абсолютным большинством (четверо против одного) за Алексея Исаева. Но я заострю внимание на мнении Дмитрия Вдовина, который голосовал за Антона в немалой степени из-за того, что видел его и в других работах.
Итак, первый финалист — Алексей Исаев.
Ольга Бородина примадонна мировой оперной сцены поприветствовала участников и пожелала конкурсантам: «Будьте в себе уверены и делайте все от души».
Баритоны уступают сцену обладательницам сопрано. Первой выступать выпала честь представительнице Украины (Донецк), участнице Молодежной оперной программы ГАБТ — Алине Яровой. Она исполнила «Арию Норины» из оперы Г. Доницетти «Дон Паскуале». Мне понравились и пение, и внешние данные, и умение преподнести свою героиню и то, что догадалась как можно обыграть декорации проекта. Может быть, конечно, не идеально, но очень хорошо.
Ее соперница Дарья Терехова представительница Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко исполнила «Вальс Джульетты» из оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта». Тоже очень и очень достойное исполнение. Красивый голос, обаятельная и артистичная девушка. Она босиком выбежала на сцену с букетиком в руке и покорила зрителей искренностью своего исполнения. Обе достойны. Какой выход у судей? Правильно, копаться в деталях. А ведь можно было бы пропустить и ту и другую. Думаю проект от этого бы только выиграл. Но, хозяин — барин.
В принципе так и вышло. Даже вроде бы при единодушном решении чувствовалось, что решение далось непросто. Обе девушки были очень хороши. Однако, было замечено, что голос Джульетты звучал ярче. А вместо арии Норины лучше было бы выбрать что-нибудь другое. Маэстро Фабио Мастранжело отдал должное лирическому сопрано Дарьи и нашел небольшую неточность в произношении у Алины.
Как я уже сказал — решение единогласное и оно в пользу Дарьи Тереховой.
Дошли мы и до теноров. Первым на сцену вышел Арсен Степанян, Армения (22 года), учащийся Ереванской консерватории им. Комитаса. Он исполнил «Арию Каварадосси» из оперы Дж. Пуччини «Тоска». Мне, также как и судьям, показалось, что браться за «Тоску» немного рановато. Но, голос приятный, согретый теплом кавказского солнца. К тому же Арсен очень обаятельный. Поэтому, как мне кажется, у него все должно сложиться хорошо.
Илья Говзич (Белоруссия), солист Саратовского театра оперы и балета в этот вечер апонировал Арсену. Он исполнил «Арию Калафа» из оперы Дж. Пуччини «Турандот». Замахнуться на такую партию, к тому же в первом туре. В таких случаях говорят «надо давать очко за смелость». И, кстати сказать, очень неплохо исполнил. Вот они результаты предварительных отборов. Оба — молодцы, а одного надо отправлять в запас.
Что же, как и ожидалось, все судьи отметили неверный выбор репертуара обоих конкурсантов. Также были отмечены ошибки, но в основном эти замечания относились к Илье. В итоге тембр голоса Арсена судьи оценили выше, чем высокие ноты Ильи. В пользу последнего высказалась лишь Тамара Синявская.
У нас новый финалист — Арсен Степанян.
Чечилия Бартоли — знаменитая оперная певица пожелала удачи участникам «Большой оперы».
А мы продолжаем получать удовольствие от происходящего на канале «Культура». Приходит пора нам послушать двух обладательниц меццо-сопрано.
Юлия Меннибаева, представительница «Новой оперы» из Москвы исполнила «Арию Далилы» из оперы К. Сен-Санса «Самсон и Далила». Очень красивый голос. Юлия очень хорошо справилась и с арией и с собой. Она была очень убедительна и с ней будет трудно состязаться.
Ирина Рейнард, солистка «Геликон опера» представила на суд жюри и зрителей «Хабанеру» из оперы Ж. Бизе «Кармен». Очень органично смотрелась Кармен. Я бы даже сказал, что Ирина создана для этой партии. И это замечание Марии Гулегиной, что она бы украла одно из движений для своего исполнения оперы. Были, конечно и вокальные огрехи, но были и удачи в исполнении.
Что скажет строгое жюри? Честно сказать иногда мне даже не было понятно кому же все-таки отдан голос, вроде и здесь понравилось и здесь. Голос или образ? Четверо против одного за голос.
Итак, наши поздравления для Юлии Минибаевой.
Сюрприз от «Большой оперы». Впервые на проекте нам предстоит услышать обладателей достаточно редких голосов. Два контр-тенора определят, кто из них лучший.
А первым на сцену вышел выпускник ГИТИСа — Юлий Котов. Он исполнил «Арию Керубино» из оперы В.-А. Моцарта «Свадьба Фигаро». Очень старался и это чувствовалось. Но не дотягивал чуть-чуть, на мой взгляд. А так очень неплохо. Плохо, что не работает по специальности.
Еще один конкурсант — Владимир Магомадов, приглашенный солист ГАБТ. » I WILL BE SINGING IN ALL THE WORLD`S THEATRES!!!!!!!!!!!» — можно прочитать на его странице в социальной сети. Давайте же послушаем то, что нам подготовил Владимир. Итак, «Куплеты Зибеля» из оперы Ш. Гуно «Фауст». Мне очень понравилось исполнение. Я имею ввиду и вокал и подачу образа. Видно, что человек много работает над голосом и над собой. Уверен, что ему удастся найти себя на оперной сцене. В любом случае в этой паре мой голос за Владимира. А Юлию нужно побольше практики, хорошего педагога и все получится.
Что же скажут судьи? Дмитрий Вдовин заметил, что контр-тенорам не стоит петь партии, написанные для женщин. Многие отметили музыкальность и артистичность Юлия. Но главное на проекте — голос, а он по общему мнению был более профессиональным у Владимира. Он и стал финалистом единодушным решением жюри.
Нам предстоит плавный переход на обладательниц меццо-сопрано. И первой на сцене «Большой оперы» мы увидим и услышим Ксению Дудникову, солиста-стажера Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Она исполнила «Ариозо Любаши из оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». Ксения — очень русская, как там у классиков, «коня на скаку остановит…». Да, немного не хватило эмоций, но в принципе, это ее репертуар. Звучание достаточно неплохое, но не без греха. Вывод — есть над чем работать.
Екатерина Арну исполнила «Арию Принцессы де Буйон» из оперы Ф. Чилеа Адриена Лекуврер». Очень хороший голос, но это «алмаз неграненный». Девушке надо заниматься своим вокалом и заниматься серьезно. Надо искать хорошего педагога и работать над голосом, если, разумеется, есть желание чего-нибудь добиться.
Судьи не были до конца единодушны. Четверо из пяти отдали победу Кате. Я согласен с Тамарой Синявской — девушки находятся на разных полюсах. Профессиональность, артистичность и душевность исполнения, опустим вниз переживания — конечно Ксения. Голос, которым ее наградила природа, но не доведенный до ума (не зря М. Гулегина вспомнила Фросю Бурлакову) — конечно Катя. Итак, вердикт жюри — Екатерина Арну.
Дошли мы и до басов. Павел Червинский — Представитель Молодежной оперной программы Большого театра. Павел является лауреатом I премии Международного конкурса искусств «Золотая Сибирь» (Омск, 2011). Для своего первого выступления на проекте он выбрал арию Фигаро из оперы В.-А. Мацарта «Свадьба Фигаро». Что хотелось бы сказать. Конкурсант очень обаятеленен и у него очень приличное вокальное исполнение. Однако, мне не совсем понравилось, что у Павла не очень хорошо получается контролировать мимику своего лица и немного кривился рот во время пения.
Сергей Замыцкий, солист Харьковского театра оперы и балета исполнил украинскую песню «Пiдкручу я чорнii вуса» (В. Верменич, сл. А. Мясковского). Очень плохо, когда конкурсант проигрывает еще до выхода на сцену. Согласен, что выбор номера для выступления был неудачным. Однако, хотел бы заметить, что еще до начала проекта организаторы могли бы обговорить с участниками их репертуар. Тем более, что исполнение в целом было очень не плохим. Да и молодецкая удаль присутствовала. В общем, отдавая должное Павлу, хочется сказать добрые слова и Сергею.
В следующий круг четырьмя голосами против одного проходит Павел Червинский.
Ну что же, давайте послушаем Дмитрия Хворостовского. «Используйте свой талант для зрителя»,- вот к чему призвал Дмитрий участников. Хотел бы добавить от себя несколько слов. Не так давно, опять же на «Культуре» смотрел с Дмитрием мастер-класс «без галстука». Получил огромное удовольствие. Думаю из него получился бы очень хороший преподаватель. А наш вечер на «Большой опере» продолжается, давайте же посмотрим есть ли у конкурсантов «что-то столь же достойное.»
Следующая конкурсантка — Мария Суздальцева (сопрано). Студентка Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова. Она исполнила арию Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане». Очень много к чему можно придраться, к сожалению. Но самое главное это выбор номера для выступления — прекрасно подобранный костюм и красивая корона, но совершенно не выигрышное исполнение и артистическое и вокальное. Хотя, на мой взгляд у Марии очень неплохой потенциал. Поэтому полностью согласен с мнением жюри, что вокалистке надо просто немного «дозреть». Евгения Сотникова — последняя конкурсантка первого дня «Большой оперы» (приглашенная солистка европейских оперных театров, сопрано). Она исполнила арию Мими из оперы Дж. Пуччини «Богема». Думаю, что это еще одно из упущений организаторов. Ставить конкурсанток, находящихся в «разных весовых категориях» в одну пару — не гуманно. Все-таки Мария, которая только учится (3 курс) и, как я считаю, уже вполне сложившуюся вокалистку Евгению сравнивать пока рановато. Примерно тоже самое, кстати сказать, отметили и все члены жюри.
Итак, следующая участница финальных состязаний — Евгения Сотникова.