Звезды и легенды оперы и балета

Джон Ноймайер

  «…Среди живущих хореографов я, пожалуй, единственный, кто считает, что движение является результатом эмоции.» из интервью газете «Известия»

ноймайер допДжон Ноймайер — одна из самых больших величин в мире современной хореографии. Его прочтение и видение балетных постановок позволяет говорить о Ноймайере не просто, как о выдающемся балетмейстере. Он безусловно одно из самых ярких явлений современного балета. Подобно У. Диснею он создал свою империю — мир балета Джона Ноймайера.
А начиналось всё в небольшом городке Милуоки (США), где 24 февраля 1942 года в обычной американской семье родился мальчик, которого было решено назвать Джон.

Родители будущего хореографа не имели никакого отношения к искусству. Его отец был капитаном судна, плававшего по американским Великим озерам, мать — домохозяйка. Более того в городке не существовало ни одной танцевальной школы. Желание посвятить себя танцу существовало в Джоне на подсознательном уровне и проявилось в полной мере уже в подростковом возрасте. В возрасте одиннадцати лет он прочитал взятую в библиотеке книгу о трагической жизни чародея танца, после этого он прочел еще одну книгу, а потом всё, что так или иначе относилось к танцу. Он тратил все свои небольшие деньги на старые театральные книги (сейчас в его коллекции более 14000 экземпляров книг, а также многочисленные картины и экспонаты). Особенно интересовало его творчество Вацлава Нижинского и Сергея Дягилева. И прочитанное определило его собственную судьбу. Он понял, что танец — это мистически неотъемлемая часть его существа.

Джон Ноймайер начал своё обучение балетному искусству в колледже чикагского университета Маркетта, где его первым учителем стала Шейла Лейли. Здесь на сцене театра «Мария» он впервые попробовал себя в качестве хореографа. В это же время он обучался в школе балета Бентли Стоуна и Уолтера Камрино, где он осваивал технику современного танца под руководством Сибел Ширер. В 1961 году он оканчивает колледж и становится баколавром искусств по специальности английская литература и театр. В 1962 году Ноймайер уезджает в Лондон для продолжения своего образования в Королевской балетной школе. Тогда, как считает хореограф, в Америке было не лучшее время для танца. Он планировалноймайер доппп вернуться домой через год-два, но судьба распорядилась иначе. После окончания учёбы в Англии Ноймайер отправляется в Копенгаген для совершенствования своего исполнительского мастерства. В Датском Королевском балете его педагогом-репититором становится прославленная в прошлом балерина Вера Волкова.
Во время обучения Джона в Англии на него обратили своё внимание солисты Штутгарского балета Мария Хайде и Рэй Бара. Они посоветовали артдиректору Штутгарского балета Джону Крэнку принять Ноймайера в свою труппу. В течении шести лет Ноймайер исполнял ведущие партии в балетах Крэнка. Ноймайеру импонировала работа Крэнка, как постановщика. О работе Крэнка с литературным оригиналом он отзывался как о «игре с автором и его персонажами». В 1966 году Ноймайер поставил балет «Хайку», на музыку К. Дебюсси.
В 1969 году Джону Ноймайеру предлагают возглавить Франкфуртский балет. Новые перспективы открыли и новые возможности балетмейстера. Именно в этот период хореограф начинает активно ставить новые балетные спектакли. Среди которых: «Петрушка» И. Стравинского (1970 г.),»Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1971 г.), «Щелкунчик» П. Чайковского (1971 г. ), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1972 г.), «Весна священная» И. Стравинского (1972г.), «Дон Жуан» К. Глюка (1972г.) и др.
1973 год — поворотный этап творчества Ноймайера. Он принимает приглашение возглавить балет Гамбургской государственной оперы. Он создаёт полностью новую балетную труппу. Новые постановки гамбургского балета приносят славу Ноймайеру не только в Германии, но и далеко за её пределами. В этот период балетмейстер ставит «Сагу о Короле Артуре», «Сон в летнюю ночь», «Гамлета», «Отелло»,»Ромео и Джульетту». Начиная с 1975 года в Гамбурге проходит знаменитый «Нижинский-Гала», балетный фестиваль собирающий лучших исполнителей со всего мира. Для этого балетного саммита хореограф ставит спектакли «Вацлав»(1979), «Нижинский»(2000) и восстанавливает балет Михаила Фокина «Павильон Армиды». В 1976 году хореограф ставит свои знаменитые «Иллюзии как «Лебединое озеро» и «Гамлет-подразумеваемое», а на следующий год ставит: «Сон в летнюю ночь», «Легенда об Иосифе», «Четвертая симфония Густава Малера». В 1978 году Ноймайер открывает в Гамбурге балетную школу. Тогда же он ставит «Спящую красавицу», «Дон Кихота» и «Даму с камелиями». В 1980 году специально для бельгийской труппы Мориса Бежара Ноймайер представляет балет Lieb’ und Leid und Welt und Traum (Любовь и печаль, весь мир и мечта) на музыку Г. Малера. В 1981 году маэстро ставит один из своих самых лучших балетов «Страсти по Матфею». В 1982 году «Сагу о Короле Артуре» Поставленный на музыку Баха библейский сюжет по-сути является проповедью обращённой к зрителю. Символично, что в главной партии балета танцевал сам Джон ноймайер доппНоймайер. 1983 год ознаменовался его постановкой на музыку А. Адана классического балета «Жизель» и постановкой для Штутгарского балета «Трамвая желания» на музыку С. Прокофьева и А. Шнитке. В 1984 году Морис Бежар восстановил свой балет «Стулья» (музыка Р. Вагнера) специально для Д. Ноймайера и Марсии Хайде. В 1985 году Ноймайер вновь возвращается к одной из своих любимых тем: Шекспировскис сюжетам. Он ставит для Королевского Датского балета балет «Гамлет» на музыку М. Типпета. А также для своего театра: «Шекспировские любовники» на сборную музыку (фрагменты из балетов Дж. Ноймайера и Дж. Крэнко); «Отелло» на музыку А. Пярта, А. Шнитке и Н. Васконселос; «Как вам это понравится» на музыку В. А.Моцарта. В девяностые годы выделим следующие постановки: «Реквием» на музыку В. А.Моцарта (1991 г., премьера состоялась на Зальцбургском фестивале);
«История Золушки» на музыку балета «Золушка» С. Прокофьева (1992 г. ); «Одиссей» Г. Курупоса (1995 г., премьера состоялась в Афинах в зале «Мегарон»); «Мессия» на музыку Г.Ф.Генделя и А. Пярта (1999 г. ).
Двухтысячные — это года, когда Ноймайер пытается найти новые творческие темы и решения для своих спектаклей. Русская тематика одна из главных в этот период. Он Работает с тремя главными российскими балетными театрами: Мариинским, Большим и театром им. Станиславского. В 2001 г. Джон Ноймайер поставил в Мариинском театре балет «Звуки пустых страниц» на музыку А. Шнитке и перенес на сцену этого театра свои балеты «Весна и осень» и «Теперь и тогда». В 2003 году труппа Дж. Ноймайера приняла участие в фестивале «Звезды белых ночей», посвященного 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга. В Большом он ставит шекспировский «Сон в летнюю ночь» (декабрь 2004). В Гамбурге, а затем и в «Стасике» он с огромным успехом ставит Чеховскую «Чайку». Он ставит в Москве своего знаменитого «Нежинского». В марте 2014 года в Большом планируется премьера балета «Дама с камелиями».
Очень интересен Ноймайер, как коллекционер. Мы уже писали про его богатуюноймайер прим коллекцию. Важно понимать, что для мастера это не просто стеллажи с раритетными книгами — это часть его творчества. Он черпает своё вдохновение соприкасаясь с вещами В. Нежинского или С. Дягилева. При этом он с большой неохотой отпускает от себя эти экспонаты на всевозможные выставки. «Я не хочу и слышать о том, чтобы они еще куда–то уезжали… Я не могу больше смотреть на пустые стены с воткнутыми в них гвоздями.»

НАГРАДЫ

 

Джон Ноймайер является кавалером Ордена Федеративной Республики Германии, французских орденов «За заслуги в искусстве и литературе» (1991 г. ) и Почетного Легиона (2003 г. ) .
В 1987 г. Университет Маркетта в Милуоки (США) присвоил ему степень почетного доктора искусств, а Сенат «ганзейского города Гамбурга» (земли Гамбург) — звание профессора.
В 1992 г. Международный Союз деятелей хореографии с Юрием Григоровичем во главе наградил его международным балетным призом «Benois de la danse» (Москва).
В 1994 г. был награжден почетной медалью города Токио.
В 1996 г. министр культуры Республики Польши вручил ему медаль Нижинского.

В 2000 г. был удостоен Европейского приза принца Дании Генрика и медали Рыцарский крест ордена Датского флага, врученного ему лично королевой Дании Маргрете II.

В 2002 г. получил российскую Национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучший балетмейстер-постановщик» (сезон 2000/01) за постановку балетов «Весна и осень», «Теперь и тогда» и «Звуки пустых страниц» в Мариинском государственном академическом театре.
В 2003 г. получил высшую награду Гамбурга в области культуры — медаль за заслуги в гуманитарных науках и искусстве.
Кроме того, удостоен различных театральных призов Германии, Швеции, Японии, журналов «Дэнс мэгэзин» («Dance magazine») и «Данца и данца» («DANZA & DANZA»).

 использованы материалы официального сайта Большого театра