Раймонда »
О балете «Конек-Горбунок»
Либретто балета «Конек-Горбунок»
Р. ЩЕДРИН
КОНЁК-ГОРБУНОК
Балет в 2-х действиях, 10-ти картинах
Либретто В. ВАИНОНЕНА и П. МАЛЯРЕВСКОГО
по сказке П. ЕРШОВА в редакции Н. АНДРОСОВА
О БАЛЕТЕ «КОНЕК-ГОРБУНОК» И ЕГО АВТОРЕ
«Конек-Горбунок» Петра Ершова (1834) — книга удивительной, почти легендарной судьбы. Веселая, полная выдумки и чудес сказка как-то незаметно для всех встала в ряд выдающихся явлений литературы. Многие поколения россиян выросли и воспитались на ней. Написал эту сказку в стихах более полутораста лет назад скромный восемнадцатилетний (!) юноша, уроженец
деревни Безруково, Тобольской губернии, приехавший учиться в Петербургском университете. Еще при жизни автора сказку признала и полюбила вся, от мала до велика, читающая русская публика.
Вскоре после того, как «Конек-Горбунок» был написан, состоялась встреча юного автора с Пушкиным. Как вспоминал П. Ершов впоследствии, Пушкин выразил свое одобрение «Конька-Горбунка» шутливой фразой: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Он пообещал «содействовать… в издании этой сказки с картинками и выпустить ее в свет по возможно
дешевой цене и огромном количестве экземпляров для распространения по России ».
Известность «Конька-Горбунка» в обществе распространялась стремительно. Книги, народные лубочные картинки и календари, кукольные балаганные представления…
Наконец, сказка приходит на подмостки профессиональных театров. И здесь неожиданно она стала предметом общественной полемики.
В начале 60-х годов XIX века известный балетмейстер Артюр Сен-Леон решил создать балет «Конек-Горбунок» как своеобразную аллегорию на современность. Сущность сказки он представлял себе примерно так: Царь-девица — свобода, Иван — русский народ, Восточный хан (по требованию цензуры он заменил царя) — силы реакции; в конце балета предполагалась
массовая сцена у стен Кремля, где на фоне памятника Александру II народ, стоя на разорванных бутафорских «цепях рабства», должен был славить царя-освободителя. Идею спектакля высочайше одобрили. К написанию музыки был привлечен придворный капельмейстер Цезарь Пуни, и уже в 1864 году состоялась премьера «Конька-Горбунка» в Мариинском театре. Официальная пресса приветствовала спектакль.
Спустя два года Сен-Леон перенес балет на сцену московского Большого театра. На этот раз наряду с похвалами послышались отклики иного рода. Демократически настроенная часть публики резко критиковала спектакль, называла его пародией на сказку П. Ершова, возмущалась искажением ее национальных черт. В газетах начались бурные споры. Постановка
«Конька-Горбунка» стала неисчерпаемой темой для карикатуристов и сатириков.
В самом начале 1900-х годов балетмейстер Александр Горский осуществил в Большом театре новую постановку «Конька-Горбунка». Этот спектакль, благодаря талантливой хореографии, был встречен с одобрением. Но примитивная, не дающая простора для танца, музыка Ц. Пуни оставалась прежней. И тогда Горский, а за ним другие балетмейстеры, начали ее перекраивать, вставлять в партитуру новые номера и целые сцены. Свыше дюжины композиторов невольно оказались «соавторами» Ц. Пуни, этого плодовитого, но весьма среднего дарования музыканта. Те, кому довелось видеть постановки «Конька-Горбунка» в Москве и Санкт — Петербурге, вероятно, помнят, как странно звучали рядом с опереточными галопами Ц. Пуни «Соловей» А. Алябьева, «Русская пляска» А. Рубинштейна, «Думка» П. Чайковского и даже… «Венгерская рапсодия» Ф. Листа! Такое смешение разнохарактерной музыки более походило на попурри, чем на законченную балетную партитуру. О стилистическом единстве произведения не могло быть и речи. Балет далеко отошел от первоисточника, утерял главное — национальный характер сказки. И хотя постановка Горского с перерывами продержалась в театрах более сорока лет, все же настал момент, когда постановка изжила себя и сошла со сцены.
В начале 50-х годов в Большом театре решили создать новую балетную версию «Конька-Горбунка». По заведенной традиции, соблюдая «табель о рангах», обратились к Дмитрию Кабалевскому. Передали ему либретто, написанное балетмейстером В. Вайноненом и драматургом П. Маляревским. Композитор либретто взял, но с ответом не спешил. Причина была не столько в его занятости, сколько в том, что сфера сказки его не увлекала. Прошло более двух лет. Случай свел Д. Кабалевского с Родионом Щедриным, в то время аспирантом Московской консерватории. И старший коллега с легкостью отдал «бесхозное» балетное либретто молодому композитору, который только начинал свой путь в искусстве и жаждал одного — писать и писать музыку. Это была редкая удача. Тема и сюжет «Конька-Горбунка» удивительно совпали с творческими склонностями Р. Щедрина. Ему все было дорого в этой сказке, все так и просилось в музыку, звало запеть, засмеяться, поудивиться чудесам, проникнуться умной и лукавой мыслью, скрытой в глубине повествования.
Тот, начальный период творчества, отмечен глубокой связью композитора с русским фольклором. Почти все сочинения Р. Щедрина 50-х — начала 60-х годов выделяются ярким национальным складом. Композитор знал и любил народную песню, чутко вслушивался в музыкальную речь народа, находил в ней новые тона и краски, интонационную,ладовую и ритмическую свежесть.
Еще одна приметная черта дарования композитора: его тонкое чувство комического. Талант Щедрина — веселый талант. В балете «Конек-Горбунок» это сказалось особенно убедительно. Композитор остро, задорно, а подчас ядовито и саркастически смеялся музыкой, подчеркивал комизм характеров и сценических положений. Все это Р. Щедрин взял от интереснейшего фольклорного жанра — частушки. Он глубоко постиг ее природу и использовал частушку в творчестве более, чем кто-либо другой из современных композиторов. На разработке этого богатого пласта народной музыки основаны Первый фортепианный концерт (1955), опера «Не только любовь» (1960), Концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963) и некоторые другие сочинения Р. Щедрина. Если вспомнить меткое определение, которое дал частушке Б. Асафьев — «барометр нарождающихся интонаций» — то Р. Щедрин, поверяя себя по этому барометру, нашел один из живительных источников обогащения своей музыкальной речи.
Балет «Конек-Горбунок» был закончен в 1956 году. Спустя три года его приняли к постановке в Большом театре. Композитор часто бывал на репетициях (кстати, там и произошло знакомство с Майей Плисецкой, позже ставшей его женой). Нередко в классе он сам садился к роялю, «прилаживал» тот или иной музыкальный эпизод к исполнителям. Молодой автор впрямую постигал театр, законы построения театрального действия. По ходу репетиций что-то в музыке приходилось сокращать или, наоборот, дописывать. Так, например, балетмейстер Александр Радунский незадолго до премьеры попросил композитора срочно написать финальную вариацию Ивана: без нее завершение балета выглядело неполным. Случилось, что я стал свидетелем того, как появилась эта музыка — всего за несколько часов! Мы с Родионом Щедриным были в дружеских отношениях еще с учебной норы. Он знал о моих фольклорных изысканиях, и я не удивился, когда он позвонил мне поздно вечером, после репетиции, и спросил, нет ли у меня на примете какой-нибудь бойкой плясовой мелодии. Просмотрев записи своей недавней фольклорной экспедиции по Сибири, я предложил Щедрину мелодию солдатской шуточной песни «Деревенька небольшая, солдатами занятая…» с забавным припевом-притопом «Ром-так-ром».
Композитору мелодия понравилась, особенно ее ритмические перебои. Он эффектно разработал мелодию, и уже на другой день эту вариацию буквально «с листа», блестяще танцевал в классе 19-летний Владимир Васильев, первый исполнитель партии Ивана.
В музыке балета различимы три основных круга образов: жанр, фантастика и лирика. Все это сплавлено очень органично. В бытовых сценах преобладает народная по характеру мелодика, юмор, размах и удаль русскою танца. В пестрой веренице эпизодов картины «Базар» отмечу обаятельный «Девичий хоровод» — яркую мелодическую находку композитора (эту пьесу он написал на 3-м курсе консерватории).
Фантастика балета связана с образами Царь-девицы, жар-птиц и волшебными превращениями Конька-Горбунка. В этих эпизодах Р. Щедрин выказал владение приемами изобразительного музыкального письма. Каждый персонаж балета охарактеризован самостоятельной темой (Конек-Горбунок, братья, Царь) или группой тем (Иван, Царь-девица).
Укажу на два интересных примера комического в музыке. Начало темы братьев Гаврилы и Данилы (первая картина 1 действия) звучит внушительно — ведь это «умные», самодовольные братья. Но в конце темы появляется сбой ритма на паузе: словно человек начал говорить о самом себе напыщенно, как вдруг споткнулся, упал, и вся важность с него слетела. Столь же комична сцена пьяных братьев в следующей картине. Нельзя не улыбнуться, слушая эту музыку! Так и видятся пошатывающиеся молодцы — никак не могут попасть «шаг в шаг» (композитор удачно использовал здесь форму строгого канона).
Широко развита лейттема Царя. Она звучит многократно. В каждом новом проведении темы композитор подчеркивает комизм сценических положений: смеясь сам, заражая своею веселостью и слушателя. Любой штрих — резкие акценты, форшлаги, трели, «задыхающиеся» прерывы мелодии (Царь утомился, танцуя с Царь-девицей), необычная тембровая окраска темы — все остроумно воссоздает портрет глупого Царя.
Задорной музыкальной теме Конька-Горбунка композитор придал особую звонкость, «игрушечность» звучания (флейта-пикколо и бубенчики) — словно забавная фигурка выскакивает из шкатулки.
Сказочность и одновременно лиризм Царь-девицы воплощены в музыке несколькими темами. Чередуясь, они составляют ее изысканный «музыкальный портрет».
По сравнению со сказкой, — Образ Ивана в балете стал глубже, сложнее. Наряду с веселостью и озорством в нем появились и другие черты — лиризм, мечтательность. Иван — честен, бескорыстен, прост — дураком он кажется лишь обитателям глупого царства.
Я пишу о балете «Конек-Горбунок» и его авторе с понятной оглядкой назад: прошло почти пятьдеся пять лет со времени первой постановки балета в Большом театре. « Жизнь подтвердила художественные достоинства первой крупной театральной работы Щедрина.
Ныне Родион Щедрин — один из выдающихся мастеров современной музыки, автор многих произведений, вошедших в сокровищницу отечественной культуры. Он увенчан почетными званиями и наградами у себя на родине и за рубежом. Его музыку исполняют знаменитые оркестры, дирижеры, солисты, передают по радио и телевидению, она звучит в аудио и видеозаписи.
Мне хочется особо отметить связь, которая сложилась у композитора с Большим театром — такой, пожалуй, нет ни у одного современного автора. На сцене Большого состоялись семь премьер опер и балетов Р. Щедрина.
Вот эти памятные для театралов даты: балет «Конек-Горбунок» — 1960; опера «Не только любовь» — 1961; балет «Кармен-сюита» — 1967; балет «Анна Каренина» — 1972; опера «Мертвые души» — 1977; балет «Чайка» — 1980; балет «Дама с собачкой» — 1985.
Александр Медведев
Либретто балета «Конёк — Горбунок»
Д е й с т в и е п е р в о е
«За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле
Жил старик в одном селе…»
Картина первая. «Изба».
Избушка на окраине села. У старика и его сыновей несчастье — кто-то губит пшеницу, единственную кормилицу бедняков.
Старик просит сыновей поймать вора. Братья решают сторожить ночью
в поле.
Картина вторая. «Поле».
Темная выдалась ночь. Появляется Месяц, и все вокруг наполняется серебристым сиянием, сказочным и таинственным.
Лучи лунного света танцуют и скользят по полю. Старшие братья по пути
заходят в кабак и, захмелев, засыпают. Только Иван не смыкает глаз. Вдруг
тишину ночи нарушает конский топот: волшебные кобылицы скачут по полю,
пробуют свою силу, губят и топчут пшеницу, но не спит Иван: он ловит
их и устраивается на ночлег.
Необыкновенный свет заливает поле — это пролетают Жар-птицы. Одна
из птиц роняет перо, которое подбирает Иван, и, любуясь им, не замечает,
как проснувшиеся братья крадут волшебных кобылиц, чтобы продать их на
ярмарке.
«Все по-прежнему стояло,
Но коней как не бывало,
Лишь игрушка Горбунок
У его вертелся ног…»
Конек-Горбунок рассказывает Ивану, куда исчезли кобылицы, и они
отправляются в погоню.
Картина третья. «Ярмарочное гуляние».
Торговые ряды раскинулись недалеко от царского дворца. Купцы предлагают товары. Скоморохи развлекают толпящийся народ. Парни и девушки пускаются в пляс. Здесь же — Иван и Конек. Братья, уличенные Иваном в краже, умоляют простить их.
Торжественные звуки труб глашатаев прерывают общее веселье. Появляется
Царь, стража расчищает ему дорогу. В толпе Царь замечает волшебных
кобылиц и решает их купить. Братья получают вознаграждение, а Иван соглашается нести службу при царском дворе.
Картина четвертая. «Дворец».
Иван исправно служит у Царя. Каждую ночь он достает перо Жар-птицы, и фантастический свет озаряет конюшню.
Царский Спальник замечает это и, похитив перо, приносит его Царю,
который приказывает Ивану достать для него Жар-птицу. Иван, заплакав,
возвращается в конюшню. Только Конек-Горбунок может помочь ему.
Они собираются в путь.
«Едут целую седьмицу,
Напоследок в день осьмой
Приезжают в лес густой…»
Картина пятая. «Серебряная гора».
Иван и Конек-Горбунок прячутся
в ожидании Жар-птицы. И вот со всех сторон сказочного леса слетаются
Жар-птицы. Иван, незаметно подкравшись, хватает одну из них. Жар-птицы
в испуге исчезают, а Иван и Конек-Горбунок вместе с пойманной Жар-
птицей возвращаются во дворец.
Д е й с т в и е в т о р о е
Картина шестая. «Дворец».
Иван отдает Царю Жар-птицу, но Спальник рассказывает Царю о сказочной красавице — Царь-девице. Царь требует от Ивана исполнить еще одно его желание: привести ему невесту — Царь-девицу. Иван бросается к Коньку за помощью. И снова они отправляются в путь.
Картина седьмая. «Шатер Царь-девицы».
Под звуки волшебной музыки в хрустальной ладье подплывает к шатру Царь-девица. Она выходит из ладьи и танцует в окружении живого ожерелья из драгоценных камней.
Иван пытается схватить красавицу, но ее танец увлекает его, и он забывает
обо всем на свете. Конек-Горбунок спасает Ивана, и они увозят Царь-девицу
во дворец.
Картина восьмая. «Дворец».
Царь ждет Ивана. Он весь в предвкушении свадьбы. Но Иван, пораженный красотой Царь-девицы, не хочет отдавать ее Царю. По подсказке Спальника, Царь приказывает казнить Ивана. Чтобы спасти Ивана, Царь-девица ставит Царю условие: он сможет жениться на ней только после того, как ей со дна морского достанут её перстень.
Царь решает поручить это Ивану. Месяц показывает дорогу Ивану и
Коньку-Горбунку.
Картина девятая. «Море-окиян».
Обитатели подводного царства — медузы, золотые рыбки, жемчужины и кораллы — танцуют перед Морским царем. Месяц приводит к нему Ивана и Конька-Горбунка, но Морской царь не соглашается отдать им перстень Царь-девицы. Тогда Иван увлекает обитателей подводного царства в такой лихой перепляс, что Морской царь отдает ему перстень, чтобы только успокоить свое тихое царство. Иван и Конек-Горбунок спешат во дворец.
Картина десятая. «Дворец».
Все готово к свадьбе. Царь надевает наряд за нарядом, пытаясь угодить Царь-девице. Однако она грустит по Ивану, и ее ничто не радует. Но вот появляются Иван и Конек. Они приносят перстень.
Стража хватает Ивана. Царь спешит со свадьбой. Но Царь-девица не хочет выходить замуж за старика. По ее повелению выкатывают кипящие котлы. Она требует, чтобы Царь искупался в них и вышел помолодевшим.
Царь боится и посылает впереди себя Ивана. Тот о волшебной помощью
Конька-Горбунка ныряет в один, второй, третий котел — и выходит чудо-
красавцем.
«Эко диво! Все кричали —
Мы и слыхом не слыхали
Чтобы льзя похорошеть.
Царь велел себя раздеть,
два раза перекрестился,
Бух в котел и там сварился…»