Звезды и легенды оперы и балета

Мариус Петипа

«Я имел честь служить четырём императорам: Николаю I, Александру II, Александру III и Николаю II. За время моей службы судьбы императорских театров были в руках пяти министров двора и восьми директоров…29 мая 1847 года прибыл я на пароходе в Петербург и с тех пор состою на службе при императорских С.-Петербургских театрах. Шестьдесят лет службы на одном месте,явление довольно редкое, выпадает на долю не многих смертных, и такое исключительное положение даёт мне смелость предложить вниманию читающей публики скромные мои мемуары. Надеюсь не ошибиться, расчитывая, что они могут заинтересовать всех, кого интересует история русского театра вообще и балета в России в частности.»
  Мариус Петипа
  

>

11 марта 1822 года в Марселе у Жана Антуана Петипа и жены его Викторины Грассо родился сын Альфонс Виктор Мариус Петипа. Отец его был первым танцовщиком и балетмейстером, а мать пользовалась известностью, как исполнительница первых ролей в трагедиях. Ему не было и трёх месяцев, когда его родители получили приглашение в Брюссель, куда и направились со всем семейством.
  В семь лет начал обучаться он танцевальному искусству в классе своего отца, который для ознакомления сына с тайнами хореографии переломил о  руки сына ни один смычок. Юному мыслителю казалось, что недостойно мужчины кривляться перед публикой во всевозможных грациозных позах. В 9 лет Мариус впервые выступил на сцене в балете «Танцемания», сочинения своего отца.
 В 16 лет он получает свой первый самостоятельный ангажемент и занимает амплуа первого танцовщика и балетмейстера в Нанте. Здесь ему приходилось только сочинять танцы для опер, ставить одноактные балеты своего сочинения и придумывать балетные номера для дивертисментов. На этой сцене он поставил три балета: «Права синьора»,»Маленькая цыганка» и «Свадьба в Нанте».
 Отцу поступило заманчивое предложение на гастроли в Америке. И вскоре вся семья отправляется в Нью-Йорк. Однако в Америке их ждало разочарование. Импресарио обманул их и за выступления они получали крохи, а спустя неделю он им и вовсе объявил, что не может оплатить их работу. Семья отправляется обратно во Францию.
   По возвращении в Париж, не имея ангажемента, Мариус стал совершенствоваться в классе знаменитого Вестриса. Спустя два месяца его удостоили чести —  участия в бенефисе великой артистки Рашели, где он тацевал с такой крупной звездой, как Карлотта Гризи. После участия в этом спектакле Петипа получает приглашение в Бордо в качестве первого танцовщика. Хотя Мариус и не был балетмейстером, но в этом театре он ставит четыре балета, имевшие успех: «Сбор винограда», «Бордоская гризетка», «Любовные интриги», «Язык цветов».
 Антреприза тогдашнего директора Девериа окончилась плачевно, и Мариус провёл в Бордо только 11 месяцев. Но имя его уже стало известным и он получил приглашение в Мадрид, в Королевский театр. Петипа подписал контракт на 12000 франков жалования, бенефис и двухмесячный отпуск.
  Он воспользовался отпуском и вместе с первой танцовщицей Ги Стефан совершил турне по всем большим городам Андалузии, где они имели большой успех. Изучив испанский танец в первоисточнике впоследствии он вставил его в оперу «Кармен» на петербургской сцене.
   В Испании при нём состоялось бракосочетание королевы Изабеллы. Для данного по этому случаю парадного спектакля Мариус сочинил одноактный балет:»Кармен и её тореадор». В Мадриде поставил он ещё несколько спектаклей: «Жемчужина Севильи», «Приключения дочери Мадрида», «Цвет Гренады» и «Отъезд на бой быков».
  В середине мая 1847 года Петипа получает письмо из Петербурга от балетмейстера Титюса:»Г-н Петипа, Его превосходительство А.М.Гедеонов, директор императорских театров, предлагает вам ангажемент в качестве первого танцовщика с жалованием 10000 франков и полбенефиса в год». Мариус согласился на это предложение. 29 мая 1847 года он прибыл в Санкт-Петербург.
За три недели до открытия сезона Петипа начал репитировать «Пахиту», его партнёршей стала балерина Андреянова, которой покровительствовал директор театра. Премьера спектакля состоялась в присутствии Николая I. После этого он еще не однократно танцевал в «Пахите» и в «Жизели» с Андреяновой, а потом в «Пери» со Смирновой(Невахович).
  В качестве танцовщика участвовал Петипа в балете «Эсмиральда» в постановке Жюля Перро. Мариус исполнял роль Феба де Шатопера, а роль Эсмиральды досталась Фанни Эльслер. Постановка прошла с успехом и Петипа пригласил её для своего бенефиса в балет «Швейцарская молочница». Танцевала она ещё в «Жизели», «Катарине», «Мечте художника».
    В 1854 году Петипа сочетался браком с Марией Суровщиковой, которую Мариус называл грациознейшей особой и сравнивал с Венерой. Для неё он сочинил:»Парижский рынок»,»Голубую георгину»,»Брак во времена регентства»,»Путешествующую танцовщицу»,»Ливанскую красавицу»,»Флориду» и др.
  Испросив трёхмесячный отпуск они отправились в Ригу, где с большим успехом дали восемь представлений. После этого молодожёны отправляются в Германию. В Берлине они также с большим успехом выступали с балетом «Парижский рынок» и дали двенадцать спектаклей. Затем был Париж. На сцене парижской Оперы в присутствии Наполеона III и императрицы Евгении они с успехом оттанцевали в балете «Парижский рынок» и получили разрешение на бенефис для Марии Петипа. Чтобы не повторять один и тот же балет было решено танцевать «Своенравную жену», сочинённую балетмейстером Перро. Однако, Перро возражал против постановки его балета, по причине плохих отношений с директором театра. Тем не менее Петитпа всё же решил использовать этот балет для бенефиса. Тогда Перро подал в суд и вот решение суда:»Г-н Петипа присуждается к пяти франкам штрафа за помещение на афише па без разрешения его сочинителя г-на Перро. Однако, ввиду того что об исполнении сего па уже объявлено и речь идёт всего об одном представлении, разрешается исполнить его в бенефис артистки». Бенефис принёс хорошие сборы и успех для молодой русской балерины. Вот что писали в прессе:»Господин Петипа сумел сделать громкую рекламу жене во всех газетах, не истратив ни единого су на репортёров».
  Вернувшись в Петербург Петипа ставит «Дочь Фараона». И снова он встречает препятствия в своей работе. Новый руководитель театра Сабуров не разрешает ставить балет с балериной Розатти, причиной тому их личные разногласия. Когда же всё-таки удаётся договориться о постановке — времени остаётся всего шесть недель. Однако, Мариус берётся за этот балет. В точно назначенный срок состоялась премьера, которая прошла с большим успехом.
   После Сабурова, директором был назначен граф Борх, но через пять лет он скончался. Борха сменил Гедеонов, сын первого директора. При нём Петипа поставил два балета:»Царь Кандавл» и «Млада». Гедеонова заменил барон Кистер. Это был директор чрезвычайно экономный и почти все балеты велел ставить в старых декорациях.
    На одном из балетных представлений в театре присутствовал император Александр II; во время антракта он вспомнил в разговоре, что ещё мальчиком видел балет «Дева Дуная» с участием знаменитой Тальони. Директор, находившийся в соседней ложе с императорской и слышавший этот разговор, тут же передал услушанный разговор Мариусу Петипа.
— Знаете ли Вы этот балет, Петипа?
— Видеть не видел, но много о нём слышал. Я полагаю, что нам понадобятся новые костюмы и декорации.
— Нет, обойдёмся без них; надо обновить старые.
— Помилуйте, в юном возрасте его величеству всё казалось прекрасным, теперь дело другое, нужно поставить этот балет со всей роскошью.
— Нет, повторяет директор, — нужно быть экономными.
Во время первого представления «Девы Дуная» Александр II в антракте явился на сцену и сказал следующее:»Г-н Петипа, танцы вы поставили прелестно, но, ни в одном, самом захолустном театре не увидишь таких ужасных декораций и костюмов».
    Вскоре после этого барон Кистер был уволен, а на его место был назначен И.А.Всеволожский, остававшийся на этом посту в течении восемнадцати лет. За эти годы артисты нахвалиться не могли своим директором. Он был настоящим вельможей в лучшем смысле этого слова. В эти годы Петипа поставил балеты: «Спящая красавица», «Золушка», «Лебединое озеро», «Синяя борода»,»Раймонда»,»Пробуждение Флоры»,»Арлекинада»,»День и ночь»,поставленный в день коронации Александра III, «Прелестная жемчужина», поставленная по случаю коронации Николая II, «Щелкунчик»,»Баядерка»,»Весталка» и др. Всеволожский придумывал декорации, костюмы, аксессуары и сам же набрасывал рисунки. Меценат-директор сумел использовать и для балета такую крупную силу, как П.И.Чайковский, написавший три таких произведения, как «Спящая красавица»,»Лебединое озеро» и «Щелкунчик». При этом же диреторе музыку для балета писал, давший нам «Раймонду» А.Глазунов.

Балет «Лебединое озеро» был впервые поставлен в Москве и никакого успеха там не имел. Петипа попросил директора разрешить по-своему поставить балет в Петербурге. Всеволожский с ним согласился и «Лебединое озеро» прошло в Мариинском театре с большим успехом. Чайковский был в восторге и сказал, что ни с кем, кроме Петипа, балетов писать не будет.
   Семейная жизнь Петипа, к сожалению, не складовалась. Несходство характеров скоро сделало невозможным их совместную жизнь. Его первая жена скончалась в Пятигорске в 1882 году, а на следующий год он женился на дочери артиста Леонидова, Любови Леонидовне. Благодаря ей маэстро получил столь желанное семейное счастье и благополучие.
   После Всеволжского директором стал князь С.М.Волконский. Будучи и сам артистом он вздумал было сразу вводить реформы, для которых требуется известное время, если хочешь избежать ошибок. Новый директор предложил Петипа «Волшебное зеркало», по сказке Пушкина, на музыку Корещенко. Но едва началась работа над балетом, как пришло известие об отставке князя с поста директора. Причиной отставки послужил его конфликт с балериной М.Ф.Кшесинской. Надо отметить, что Волконский был превосходным директором — благородным и добрым.
    С этого момента наступает тёмная полоса творчества Петипа, начавшаяся с приходом В.А.Теляковского. Отношения нового директора и балетмейстера сразу не заладились. Директор говорил, что Петипа очень стар (ему было за восемьдесят) и что к тому же совершенно потерял память. Один раз он запретил вручать участникам кордебалета ему цветы при открытом занавесе; в другой вычеркнул Петипа из списка на подарочные подношения по случаю бенефиса; в третий раз приказал заменить лезгинку, сочинённую балетмейстером для оперы «Руслан и Людмила» и т.д.
   Кроме того балетмейстер был очень недоволен тем, что его па «Оживлённый сад» для балета «Корсар» без его разрешения и без упоминания его имени в афише использовали в Москве. А так же тем, что в постановке других балетмейстеров «уродуются» его балеты «Дон Кихот»,»Эсмеральда»,»Дочь Фараона»,»Золотая Рыбка»,»Конёк горбунок».
     «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни, и мне остаётся только поблагодарить публику, а также и прессу, за всегдашний их тёплый приём и ту доброжелательность, которую они неизменно проявляли и к сочинениям моим и ко мне самому. Да хранит бог вторую мою родину, которую я люблю всем своим сердцем.» Мариус Петипа