Елена Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. У отца, инженера по профессии, был отличный баритон, к тому же он хорошо играл на скрипке. В квартире Образцовых часто звучала музыка. Из командировки в Италию отец привез большую коллекцию пластинок, и по ним маленькая Лена познакомилась с голосами знаменитых певцов — Джильи, Карузо, Галли-Курчи. Петь она начала очень рано. Вскоре после того как семья из эвакуации вернулась в Ленинград, Лена пошла в школу, где на ее голос сразу же обратили внимание. Через два года девочку приняли в хор Дворца пионеров и школьников, затем она стала солисткой этого хора. Вначале у нее было легкое, подвижное колоратурное сопрано, а со временем оно превратилось в контральто. На школьных вечерах Лена с удовольствием исполняла цыганские романсы и чрезвычайно популярные в те годы песни из репертуара Лолиты Торрес.
Оканчивать школу ей пришлось в Таганроге, где в то время работал отец. Родители скептически относились к увлечению дочери и настояли на том, чтобы она поступила в технический вуз. Однако проучилась Елена лишь на подготовительном отделении, и то очень недолго,— и вот поездка в Ленинград на конкурсные экзамены в консерваторию. Из ста человек, проходивших испытания, на вокальный факультет приняли только троих. Среди них была Елена Образцова.
О своем педагоге — профессоре А. А. Григорьевой — певица рассказывала: «Она очень тактична, аккуратна как человек и музыкант. Мне все хотелось сделать скорей, петь сразу большие арии, сложные романсы. А она настойчиво убеждала, что без постижения „азов» вокала ничего не выйдет… И я пела упражнения за упражнениями и лишь иногда — маленькие романсы. Потом настала очередь более крупных вещей. Антонина Андреевна никогда не наставляла, не поучала, а всегда стремилась к тому, чтобы я сама высказывала свое отношение к исполнявшемуся произведению. Первым моим победам в Хельсинки и на конкурсе имени Глинки радовалась не меньше меня самой…»
В творческой жизни художника начальный этап становления и формирования артистической личности — один из самых важных и показательных. Здесь особенное значение и весомость приобретают каждое выступление, роль, концертная программа. В 1962 году в Москве проходил II Всесоюзный конкурс вокалистов имени Глинки. В числе 115 его участников была студентка третьего курса Ленинградской консерватории Елена Образцова. До этого молодая певица участвовала в соревновании вокалистов, проходившем в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки, где она уверенно завоевала первое место и золотую медаль. Это подогревало интерес к ее московским выступлениям. Успех Образцовой на конкурсе превзошел все ожидания. Она не просто стала победительницей, обладателем первой премии — о ней заговорили как о ярком явлении в нашем вокальном искусстве.
На заключительном концерте лауреатов в Большом зале консерватории певица исполняла ариозо матери из кантаты А. Новикова « Нам нужен мир» и арию Леоноры из оперы Доницетти «Фаворитка».
В декабре 1963 года, еще студенткой, Образцова дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек («Борис Годунов»). С особым волнением вспоминает певица об этом событии: «Я вышла на сцену Большого театра без единой оркестровой репетиции. Помню, как я стояла за кулисами и говорила себе:«„Борис Годунов» может идти и без сцены у фонтана, и я не выйду ни за что, пускай закроется занавес, я не выйду». У меня было совершенно обморочное состояние, и если бы не паны, которые под руки вывели меня на сцену, может быть, действительно, в этот вечер сцены у фонтана и не было бы. У меня нет никаких впечатлений о моем первом спектакле — только одно волнение, какой-то огненный шар рампы, а остальное все было в беспамятстве. Но подсознательно я чувствовала, что пою правильно. Публика приняла меня очень хорошо…»
В 1964 году Елена Образцова блестяще оканчивает Ленинградскую консерваторию и сразу же становится солисткой первого театра нашей страны. Тогда же она совершает первые гастрольные поездки за рубеж — в Японию с бригадой артистов и в Италию с труппой Большого театра. На сцене «Ла Скала» певица выступает в партиях Гувернантки («Пиковая дама» Чайковского) и княжны Марьи («Война и мир» Прокофьева), кроме того, участвует в концерте солистов ГАБТа во Флоренции, где исполняет арию Иоанны («Орлеанская дева» Чайковского), русскую народную песню «Калинушка с малинушкой» и романс Рубинштейна «Ночь». А в марте 1965 года в Малом зале Ленинградской филармонии состоялся первый сольный концерт молодой певицы. В программе были романсы Чайковского и Рахманинова, ария Эболи из «Дона Карлоса» Верди, Сегидилья из «Кармен», Семь испанских народных песен Фальи.
19 мая 1965 года. Памятный для певицы и многих почитателей ее таланта спектакль Большого театра «Аида», в котором Образцова впервые исполнила партию Амнерис,— настоящий экзамен на творческую самостоятельность. Эта роль сразу же стала украшением оперного репертуара молодой артистки, а когда в мае 1972 года она спела ее и за рубежом — на фестивале в Германии, Образцова была удостоена специального приза — «Золотого пера критики».
С каждым годом расширялся репертуар певицы, с каждой ролью раскрывалась ее творческая личность, ее талант. В 1965 году она впервые выступает в партиях Графини в «Пиковой даме» и Оберона в опере Бриттена «Сон в летнюю ночь». В марте 1967 года увидела свет рампы ее первая Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова), а в 1968 году, с интервалом всего в восемнадцать дней, слушатели смогли познакомиться сразу с двумя новыми работами певицы — Кончаковной («Князь Игорь» Бородина) и Марфой («Хованщина» Мусоргского). В апреле 1970 года Образцова спела партию Фроси в опере Прокофьева «Семен Котко». Все эти годы певица регулярно выступала за рубежом: Монреаль, Берлин, Париж, Лондон, Варна. Своего рода итог первому периоду становления художественной личности Елены Образцовой подвели два крупных международных конкурса 1970 года — имени П. И. Чайковского в Москве и имени известного испанского певца Франсиско Виньяса в Барселоне. На обоих соревнованиях Образцова была удостоена высших наград. Насыщеннее, ровнее зазвучал голос на протяжении всего диапазона, более отточенным стало вокальное мастерство, более свободным звуковедение. А главное — обогатилось, стало тоньше и многограннее эмоциональное видение музыкального образа, углубились романтические тенденции ее художественного облика.
1970—1975 годы были для Елены Образцовой периодом дальнейшего совершенствования ее мастерства. На сцене Большого театра она исполняет такие разнохарактерные роли, как Фрося в опере Прокофьева «Семен Котко», Азучена в «Трубадуре», Кармен, Эболи в «Доне Карл осе», Женя Комелькова в опере Молчанова «Зори здесь тихие». С труппой Большого театра она выступает в Токио и Осаке (1970), Будапеште и Вене (1971), Милане (1973), Нью-Йорке и Вашингтоне (1975). Один из рецензентов после выступлений артистки в Нью-Йорке писал: «Елена Образцова стоит на пороге международного признания. О такой певице мы можем только мечтать. В ней есть все, что отличает современного художника оперной сцены экстракласса».
1976 год — поистине «звездный» год ее жизни: ей было присвоено звание народной артистки СССР, присуждена Ленинская премия. В этом же году состоялись ее первые самостоятельные выступления на сценах крупнейших оперных театров мира — «Ла Скала» и «Метрополитен-опера». Это был серьезнейший творческий экзамен, который Образцова выдержала блистательно. В Милане она предстала в образе Шарлотты в опере Массне «Вертер». Это произошло 10 февраля 1976 года. Миланская пресса единодушно отметила успех, выпавший на долю певицы.
С этого момента Елена Образцова стала одной из тех звезд мировой оперной сцены, которые именуются солистами «Ла Скала». Свой юбилейный 200-й сезон 1977/78 года театр открыл оперой «Дон Карлос» с Еленой Образцовой в роли Эболи. В этом же сезоне певица спела партию Ульрики в «Бале-маскараде» (обеими операми дирижировал Клаудио Аббадо) и меццо-сопрановую партию в «Реквиеме» Верди.
Не менее серьезным испытанием для певицы явился и ее дебют в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера» в октябре 1976 года. Её «Аида» вызвала большой интерес американских любителей музыки. В постановке «Метрополитен» вторая картина последнего акта следует за первой без перерыва. На этот раз после окончания «сцены судилища» зал разразился громовой десятиминутной овацией. Спектакль пришлось остановить. Аплодисменты продолжались даже после смены декораций, когда Амнерис появилась как неподвижное изваяние над гробницей Радамеса. Так же встречали певицу и в последующих шести представлениях «Аиды» на сцене «Метрополитен-опера».
Ее сольные концерты состоялись в Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско. В апреле 1977 года артистка вновь выступила на сцене «Метрополитен» в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса, а осенью того же года впервые исполнила роль Принцессы в опере Чилеа «Адриенна Леку врер» в Сан-Франциско.
С участием Образцовой был записан целый ряд оперных спектаклей, в том числе «Трубадур» (дирижер Г. Караян), «Набукко» (Р. Мути), «Луиза Миллер» (Л. Маазель), «Риголетто» (К. Джулини), «Аида», «Бал-маскарад» (К. Аббадо) Верди; «Самсон и Далила» (Д. Ба-ренбойм) Сен-Санса, «Вертер» (Р. Шайи) Массне, «Замок герцога Синяя Порода» (Я. Ференчик) Бартока, «Адриенна Леку врер» (Дж. Левайн) Ф. Чилеа.
Образцова — Марфа в «Хованщине». Поразительной искренности, теплоты, внутреннего благородства. Марфа Образцовой — земная женщина, сердце которой опалено горячей неразделенной любовью.
Любаша — Образцова в «Царской невесте» — олицетворение властности женской души, символическое воплощение женского страдания и решимости, энергии и силы воли.
А ее Кармен? Это целая философия женского характера, женской души, в которой нет ни грамма жестокости или душевной черствости. «Моя Кармен родилась в марте 1972 года в Испании, на Канарских островах, в небольшом театре „Перес Гальдес»,— говорит певица.— Я думала, что никогда не спою Кармен, мне казалось, что это не моя партия. Когда я впервые выступила в ней, то по-настоящему пережила свой дебют. Я перестала себя чувствовать артисткой, в меня словно вселилась душа Кармен. И когда в финальной сцене я падала от удара навахи Хозе, мне вдруг стало безумно себя жаль: отчего же это я, такая молодая, должна умирать? Потом, как в полусне, до меня донеслись крики зрителей и аплодисменты. И они вернули меня к действительности».
В оперном театре Сан-Франциско она выступила на открытии сезона 1975/76 года в ансамбле с такими прославленными вокалистами, как Джоан Сазерленд и Лучано Паваротти, а в 1981 году дебютировала на сцене лондонского театра «Ковент-Гарден».
Образцова — Сантуцца, в июле 1985 года. Певица спела эту роль в спектакле Большого театра, подготовленном в оригинале, на итальянском языке. А в сезоне 1986/87 года она с большим успехом исполнила ее на сцене Пармской оперы.
Показателен подход певицы к столь широко известным произведениям, как романсы Чайковского и Рахманинова. Для Елены Образцовой музыка Чайковского и Рахманинова — это два мира, две жизни. Одна (в романсах Чайковского) отмечена характерным предвечерним колоритом, ее душевные порывы — лишь отзвук минувших бурь и потрясений. Другая (в произведениях Рахманинова) полна огня, всплесков пламенной страсти, восторженности и упоения жизнью, свидетелями которой становятся сами слушатели.
Среди крупных артистических работ певицы — партия Шарлотты в постановке на сцене Большого театра оперы Массне «Вертер» (ноябрь 1986 года). Режиссером этого спектакля выступила сама артистка, которая сказала в одном из интервью: «Оперу Массне я очень люблю за трепетный лиризм и тонкую одухотворенность. Хотя опера названа именем героя, мне кажется, что роль Шарлотты нисколько не менее ответственна и значительна.» И рядом с такой Шарлоттой преображался и исполнитель роли Вертера, певец Владимир Богачев.
В 1990 году Елена Васильевна была удостоена звания «Герой Социалистического Труда». Награждена медалью Э. Гранадоса (Испания), призом «Золотое перо критики» (Висбаден), призом «Золотой Верди» (Италия), памятной медалью Б. Бартока (Венгрия), Гран при Французской академии грамзаписи, орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, премией Ассоциации театров Сицилии (Италия), орденом святого Николая (Украина, 1998), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999 г.), орденом Искусств Русской Академии искусствознания и музыкального исполнительства (1999 г.), Почетной медалью Академии российского искусства (1999 г.) Елена Образцова является почетным членом Пушкинской академии (1995 г.), членом Международного общества друзей Русского музея (1998 г.), академиком Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (1999 г.), академиком Академии российского искусства (1999 г.)