Звезды и легенды оперы и балета

Таланты и поклонники

Не верьте артисту, который говорит, что его не интересует мнение публики. Как не выпячивай грудь, а успех спектакля определяется не «звёздными именами», а зрительскими аплодисментами. «Народные» не позванию, а по-сути — это штучный товар. Добиться признания и даже обажания публики — дорогово стоит. Сегодня, в век телевидения, интернета и PR-акций — добиться желаемого легче, чем пол века назад, но кто потом вспомнит «героев вчерашних дней»?

    Наша история началась в 1940 году. Именно тогда на экраны кинотеатров вышла новая лента под названием «Музыкальная история» с Сергеем лемешевЛемешевым, Зоей Фёдоровой и Эрастом Гариным. Шофёр такси Петя Говорков (Сергей Лемешев) покорил тогда своим голосом сердца слабой половины Советского Союза.

Разумеется, имя Лемешева было известно и до фильма, но слава, граничащая с помешательством, толпы поклонниц, настоящая Лемешево-мания, всё это началось именно тогда. Обожательницы таланта не просто караулили кумира у служебных выходов Большого театра. Они не давали Лемешеву прохода и в повседневной жизни. У дома на пересечении улицы Горького (Тверская) и Камергерского переулка, где жил певец в любое время года и в любую погоду стояли молоденькие поклонницы. Разумеется, что стояли они не ради автографа или знака внимания знаменитости, сопричастность к чему-то великому — вот что влекло почитательниц таланта.

Со временем этих девушек стали именовать «лемешистками» или «сырами».
     Почему «лемешистками» — понятно, а почему -«сырами»? Подобный вопрос вряд ли бы возник у кого-нибудь пятьдесят лет назад. Слово «сыры» и многочисленные производные от него были нарицательными и перевода не требовали. Ну а мы попробуем разобраться с возникновением этого понятия.
     Существует несколько версий появления «сыров». Определить какая из них верна на сто процентов, довольно трудно, но объединяет их все магазин «Сыры» на улице Горького.
   Итак версия первая: причина в том, что поклонницы собирались у магазинасыр «Сыры». Версия вторая: фанатки мокли, т.е были «сырыми», а греться заходили всё в тот же магазин. Версия третья: одна из поклонниц увидела, Что Лемешев покупает в магазине сыр и купив такой же съела на глазах удивлённой публики едва ли не килограмм этого продукта. Версия червёртая: при появлении Лемешева поклонницы раступились, а он им: «Ну что вы, как сыры раскатились?»
    Практически все популярные артисты того времени имели свою армию поклонников. Поэтому со временем все такие объединения стали получать названия, как производные от фамилий кумиров. Например, «улановцы» — поклонники Галины Улановой, «семёновцы» — Екатерины Семёновой, «козловцы» — Ивана Семёновича Козловского и т.д.
    Любовь к кумирам выражалась, разумеется, не только дежурствами у подъезда. Поклонницы покупали охапки цветов на выступления любимцев и сыр 2устраивали громогласные овации после спектаклей. В обязанности артистов входили билеты и пропуска. На просторах интернета мне удалось найти интересный документ, который, как мне кажется, подчеркивает личностные качества Сергея Яковлевича Лемешева и его отношение к почитательницам своего таланта. Однако, бывало, что какой-либо артист «зарывался» и тогда воздыхательницы демонстративно игнорировали его выступление.
     Со временем поклонники у талантов, конечно, никуда не делись. Возможно, сейчас они уже не выражают столь бурно своих эмоций и не ходят столь часто на премьеры. Изменилось время, изменились и они.

Но проходя мимо могил ушедших звёзд нет-нет да и увидешь какую-нибудь бабушку с цветами в руке, одиноко стоящую у погоста.