Марис родился в Риге в 1936 году. Отец Мариса-Эдуард Лиепа,довольно неожиданно для семьи,решил отдать мальчика в Рижское хореографическое училище. Директор училища Борислав Милевич,друживший с отцом,посоветовал ему определить Мариса к ним в первый класс:пусть мальчик окрепнет, наберется сил.Отец,мастер сцены Рижской оперы,понимал,что пребывание в балетной школе укрепит здоровье мальчика.Мать же,хотя и не имела отношения к искусству мысленно представляла себе сына на сцене, так как очень любила балет.
В училище первый педагог Мариса В.Блинов много работал над техникой танца. Постепенно пришло умение,прибавлялись силы,пробуждался профессиональный интерес.Педагоги-репититоры хвалили воспитанника Лиепу за серьезное отношение к своим обязанностям.Он всегда знал все места в танце и мизансценах не только свои,но и своих товарищей, поэтому мог заменить их при первой необходимости.Валентин Блинов,великолепный характерный танцовщик ,приметил выразительного, темпераментного мальчика и стремился пристрастить его к характерному танцу.
Когда Марис был в третьем классе, Блинов поставил для него «Мазурку» на музыку Я.Витолиня.Лиепа исполнял этот танец в паре с Л.Тураевой.С Интей Карулис и Галиной Ждановой Марис танцевал в классическом па-де-труа из балета «Щелкунчик».
Успех в школьном концерте дал право юным артистам поехать в Москву,на конференцию хореографических училищ, открывшуюся 20 апреля 1950 года.Посещение Москвы было огромным событием в жизни четырнадцатилетнего мариса, во многом определило его дальнейший путь.Воспитанник Лиепа привлек к себе внимание жюри, одним из членов которого была сама А.Я.Ваганова.Умение танцевать в образе, большой темперамент ярче всего проявились в «Чешской польке» и «Мазурке».
Вернувшись в Ригу, Лиепа начал серьезную работу над собой.Он всерьез взялся за спорт.Он занимался гимнастикой, плаванием.В 1954-56 годах он был чемпионом и рекордсменом Латвии по плаванию вольным стилем.
В то время каждое лето в Риге отдыхали педагоги Хореографического училища Большого театра Н.Тарасов и Е.Сергиевская.Случилось так, что Сергиевская смотрела соревнования по плаванию, в которых Лиепа занял первое место.Узнав, что великолепный пловец еще и ученик хореографического училища, она обратила на него внимание Тарасова.Оказалось, что Тарасову имя Лиепы знакомо:он смотрел в Рижском театре оперы и балета «Ромео и Джульетту» С.Прокофьева в постановке Е.Чанги, где Лиепа танцевал одного из трубадуров.Николаю Ивановичу он понравился.Блистательный педагог классического танца, в прошлом ученик одного из лучших педагогов хореографии Н.Легата, Тарасов воспитал не одно поколение артистов Большого театра.В Москве он как раз набиралкласс, который надо было укомплектовать и за два года подготовить к выпуску.Марис стремился в Москву, понимая, какуюроль может сыграть учеба в столице дя его дальнейшей сценической жизни.Осенью 1953 года Лиепа перевелся в Московское Хореографическое училище.Он попал в класс характерного танца Т.Ткаченко, а репитировал с ним номера перед выступлением солист Большого театра Мансур Камалетдинов. Принц Лиепы в «Щелкунчике» отличался высоким, профессиональным уровнем.Лиепа был признан способным классическим танцовщиком.На выпускном концерте 1955 г. Лиепа исполнил вместе с Э.Бричкиной па-де-де из балета Дон Кихот, в «Баядерке» с успехом исполнилпартию Солора.
Отлично окончив училище, Лиепа поспешил в Ригу.Проведя в балетной труппе Государственного академического театра оперы и балета весь 1955 год, Лиепа исполнил много партий :па-д’эсклав из «Корсара» и гран-па из «Раймонды».Мариас с нетерпением ждал возможности создать образ, обладающий большей психологической глубиной и более сложным хореографическим решением.Он был занят в двух балетах:»Лайме» и «Сакте свободы».В «Лайме» Лиепе поручили партию русского воина Никиты.Лиепа начал с «портретных набросков».Как мог выглядеть его Никита, легендарный русский воин?Работая самостоятельно над гримом, просматривая книги и альбомы, Марис нашел, что искал.Его Никита был сродни былинным добрым молодцам: открытое лицо, окаймленное русой бородкой, высокий лоб, большие глаза.Никита появлялся в качестве гостя вместе с другими русскими воинами на древнем Лиго-праздновании дня слнцестояния и выступал в защиту отца Лаймы от Тевтонских рыцарей.В поэтичном адажио Никиты и латышской девушке Айны Лиепа стремился передать свободу и широту русского танца, раскрывавшего душевный мир Никиты.
Роль Тотса, деревенского музыканта, в балете «Сакта свободы» одна из центральных.Этот образ олицетворял душу латышского народа.Лиепа ясно представил себе бродягу музыканта, странствующего со скрипкой и несущего людям правду.Тотс появляется впервые на свадьбе герое балета Лелде и Земгуса, музыкальная характеристика его здесь светла и радостна, скрипач заражал своим весельем гостей на свадьбе.Вдруг он замечал, что невеста грустна и резко менял настроение: его Тотс становился нежным, ласковым, стремясь рассеять печаль Лелде.К концу свадебного торжества возникала мелодия песни Тотса о свободе, и тема сакты звучала победным гимном.Иными красками заиграла роль Тотса во втором действии на «дьявольском пиршестве». Тотс врывался в ад.Нечесть отнеслась к нему с недоверием, но Тотс убеждает чертей, что сам из них.Он вырывал у чертей хвосты, натягивал их на скрипку.Тут начинался стремительный танец Тотса, который помогал ему «затанцевать»чертей;обессиленные они валились на пол и засыпали. Майя Плисецкая охарактеризовала трактовку Лиепой этого образа как «мягкую и поэтичную.
В марте 1956 года ему в Ригу пришло приглашение, казавшееся неверояным: Лиепе предлагали принять участие в гастрольной поездке в Будапешт.Молодому танцовщику предстояло выступить партнером Майи Плисецкой в балете»Лебединое озеро».Хотя спектакль в основном повторял редакцию, принятую Большим театром, все же некоторые мизансцены были решены заново, балетмейстеру приходилось учитывать размер сцены, численность труппы. 9 марта 1956 года он станцевал принца в «Лебедином озере».В начале спектакля Мариас держался не очень уверенно-давала о себе знать травма ноги, полученная на репетиции.Профессионалы заметили, что он несколько задерживает пируэты, осторожен в прыжках.Но позднее его движения стали уверенными и свободными.Особенно удалась Лиепе вариация третьего акта.
Вернувшись в Ригу, Лиепа получил партию Зигфрида в возобновленном Е.Тангиевой-Бирзниек «Лебедином озере».Хореография была каноническая, Петипа и Иванова,известная Тангиевой по спектаклю Мариинского театра.Его партнершей на этот раз стала молодая солистка Вера Швецова.С ней легко было найти «общий язык»-она хорошо знала редакцию балета Петипа и Иванова.
Приглашение вступить в балетную труппу Театра имени К.С. Станиславского и В.И.Немировича-Данченко Лиепа принял с родостью.Новый коллектив привлекал его царившей в нем творческой атмосферой.В этом театре он провел четыре года.В постановке спектакля «Лебединое озеро»Зигфрид впервые стал главным героем, в противоположность привычной академической редакции.По замыслу Бурмейстера, «Лебединое озеро»-это история любви Зигфрида, обретенной в испытаниях и борьбе.Такая трактовка нравилась Лиепе, подходила его индивидуальности, его пониманию образа.Музыка раскрыла ему существо образа.Лиепа вспоминал, что для него ключом к образу Зигфрида послужило «andante sostenuto»-перекличка габоя с фаготом, с заложенным в ней русским песенным началом.На эту музыку Бурмейстер поставил танец «песню принца».В ней Лиепа нашел зерно образа, музыкальную характеристику своего героя, подчеркивающую его романтическую целеустремленность, внутреннюю чистоту. По словам Мариса, именно тогда он осознал, что музыку балета надо не слышать, а чувствовать.
Уроки «Лебединого озера» не прошли даром для Лиепы:укрепилось мастерство, умение наполнять каждое движение смыслом, подтекстом, связывать образ с драматургической концепцией спектакля.Все это пригодилось в партии Конрада в «Корсаре» А.Адана.Новая редакция балета была осуществлена в театре им.Станиславского в 1956 г. балетмейстером Н.Гришиной.Герой балета привлекал Лиепу своим темпераментом, экспрессией.Балетмейстер насытил роль прыжковыми ритмами мужского классического танца.Особенно яркой и энергичной была вариация Конрада в большом па-де-де, где рисунок танца придавал партии героя мужественный, волевой характер.Упоение танцем сочеталось в Конраде-Лиепе с волевой целеустремленностью.Особенно удался ему поединок с коварным Бирбанто в картине захвата дворца Сеид-паши.
Зритель стал ходить в музыкальный театр «на Лиепу».Лиепа привлек внимание и ведущих артистов «Гранд-Опера», гастролировавших в Москве.Они сравнивали Лиепу с первыми танцовщиками своей труппы, отдавая дань его мастерству, пластической выразительности.
От партии Конрада и Феба в «Эсмеральде» он перешел к образу Лионель в «Жанне д’Арк» Н.Пейко 1957г., английский военачальник, жестокий и хитрый, волевой и безжалостный.Его удачей стал монолог Лионеля.Обезоруженный Жанной,поняв что победивший его воин-женщина, он переходил от гнева,вызванного проигрышем в бою, к коленопреклоненному признанию ее,женщины, победительницей.Использовав ее доверие,он бежал, чтобы немедленно отомстить.Злобная радость отражалась на лице Лиепы.Последнее адажио Лионеля и Жанны:руки плененной Жанны связаны,Лионель то предлагает ей свободу и развязывает узел, то преграждает ей дорогу.Получив отказ,Лионель пытается силой подчинить себе Жанну.Вот Лионель почти торжествует победу, и вдруг…удар Жанны роковой, смертельный.Лионель тянется к знамени и умирает,беспомощно раскинув руки,повернув лицо к Жанне.
В Москве летом 1957 г. он принял участие в конкурсе классического и характерного танца.В Зале им.Чайковского выступали молодые артисты 18 стран.Лучшим оказался Лиепа-он был удостоен золотой медали.Признание его достоинств было особенно почетным, потому что председателем жюри была Галина Уланова.Заместителем ее был Эдмон Лэнваль, профессор балетного училища «Гранд-Опера».Он выделил Мариса Лиепу:»…о нем,без сомнения, скоро будут говорить как об одном из самых блестящих артистов молодого поколения». читать далее…
Использованы фрагменты книги Н.П. Рославлевой «Марис Лиепа»