Звезды и легенды оперы и балета

Нина Капцова

«Балет для меня — все, без него я не могу жить. Если я по какой-либо причине не работаю, то не нахожу себе места, у меня начинается депрессия. Только на сцене я могу быть такой, как я есть, только там я могу раскрыть свою душу полностью, и только там, мне кажется, можно меня понять.» Нина Капцова

 
   
На ее спектакли собираются полные залы, имя примы Большого служит капцова 3рекламой для любой афиши. Маша в «Щелкунчике», Муза» в «Паганини», Аврора из «Спящей Красавицы», Джульетта, Китри в «Дон Кихоте» или Анастасия в «Иване Грозном» — далеко не полный список образов, созданных танцовщицей.
Необыкновенная легкость и отточенность движений, обоятельность, искренность, артистизм, а еще целеустремленность и трудолюбие — вот отличительные черты балерины Нины Капцовой.
    А начиналось все в Ростове-на-Дону в пятилетнем возрасте  Нина увидела по телевизору «Лебединое озеро». Тогда она спросила у мамы, где так танцуют. И узнав, что в Большом театре, сказала: «Значит я буду там танцевать. » Интересно, что еще в детстве она устраивала дома настоящие спектакли, сюжет для которых придумывала сама. Любимой была тема на музыку П.И. Чайковского «Времена года», ей нравилось в танце показывать: ветер, огонь или любовь.
   В десять лет Нина настояла на своем желании поступать непременно в Московское хореографическое училище. В третьем туре перед поступающими стояла задача станцевать сольный номер, которого у маленькой Нины не было. За одну ночь на музыку Штрауса она переделала танец с куклами, который разучивала еще в танцевальном кружке. Едва начавшую танцевать Нину остановила председатель приемной комиссии (Софья Николаевна Головкина), спросила имя и отпустила. Можно представить какие мысли были у девочки и ее мамы в то время, когда строгая комиссия принимала решение. К счастью, Нину вместе с еще тремя девочками приняли в училище.
    Её первым педагогом была Людмила Алексеевна Коленченко, ее сменили Лариса Валентиновна Доброжан и Софья Николаевна Головкина. В пятнадцать лет Нине Капцовой, в качестве эксперемента, доверили па-де-де из «Тщетной предосторожности» А. Горского (ее партнером был Денис Медведев), которое балерина блестяще исполнила. А на следующий год она исполняет па-де-де из балета «Щелкунчик» В. Вайонена (партнер Сергей Васюченко). На выпускном спектакле Нина танцует па-де-де из балета «Копелия» А. Горского (партнеркапцова 1 Андрей Болотин). В училище ее кумирами становятся Максимова и Семеняка, но неприрекаемым идеалом исполнительского искусства для нее всегда была — Анна Павлова. В 1992 году она становится самым молодым стипендиатом международной благотворительной программы «Новые имена», а в 1994 году — лауреатом этой программы. В 1996 году Нина являлась также и стипендиатом Олимпийского комитета России.
   В 1996 году Нина Капцова с отличием заканчивает обучение в Московской академии хореографии и принимается в Большой театр, где ее педагогом становится Марина Кондратьева, а начиная с 2009 года — Нина Семизорова.

                                                       Театральный репертуар

                                                                              1997
 
Амур («Дон Кихот» в редакции Ю. Григоровича, затем исполняла эту партию в спектакле в редакции А. Фадеечева, в том числе на премьере в 1999 г.)
 па д’аксьон («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции В. Васильева)
 Фея резвости («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

                                                                                 1998

 Муза («Паганини» на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского)
 джампе — «двойка» («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)  фрейлины («Спящая красавица»)

                                                                                 1999

 Мари («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)
 четыре лебедя («Лебединое озеро» П. Чайковского в редакции В. Васильева, затем и в спектакле в редакции Ю. Григоровича, хореография Л. Иванова)
 первое па де труа («Агон» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчин) — была в числе первых исполнителей этого балета в Большом театре
 Дама сердца («Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А.Моцарта, хореография М. Лавровского)
 Анюта («Анюта» на музыку В. Гаврилина, хореография В. Васильева)

                                                                                   2000
 

вальс («Польский бал» в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография Р. Захарова)
 солистка («Моцартиана» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина)
 Принцесса Аврора («Спящая красавица»)

                                                                                  2001
 

солистка («Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, хореография Дж. Роббинса)
 Неаполитанская невеста («Лебединое озеро» во второй редакции Ю. Григоровича)

                                                                                 2002
 

Лиза («Тщетная предосторожность» Л. Герольда, хореография Ф. Аштона) — первая исполнительница в Большом театре
 сверстницы принца («Лебединое озеро»)
 Сильфида («Сильфида» Х. Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М.фон Розен)

                                                                                 2003
 

вариация в гран па, первая вариация в картине «Грезы Раймонды» («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
 
                                                                                   2004
 

Принцесса Флорина («Спящая красавица»)
тарантелла (на музыку Л. М.Готтшалька, хореография Дж. Баланчина)
 второе па де труа («Агон» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчин)
 Па де де Чайковского (хореография Дж. Баланчина)
 Зина («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)
 Фригия («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича)
 Елена («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф.Мендельсона-Бартольди и Д.Лигети в постановке Дж.Ноймайера) — Первая исполнительница в Большом театре

                                                                                2005
 

Легкомыслие («Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина)
 
                                                                                 2006
 

Рита («Золотой век» Д. Шостаковича в постановке Ю. Григоровича)
 Жизель («Жизель»)
солистка («Игра в карты» И. Стравинского в постановке А. Ратманского)
Жена рыбака («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа) — дебют состоялся во время гастролей Большого балета в Лондоне на сцене Ковент Гарден
 Ширин («Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича) — дебют состоялся во время гастролей Большого балета в Новосибирске

                                                                                        2007
 

танец невольников (участница премьеры), Гюльнара («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
 солистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)
 Ученица («Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта)

                                                                                           2008
 

Сильфида («Сильфида» Х.С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга)
 Аделина («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена) — первая исполнительница
первая вариация в картине «Тени» («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

                                                                                            2009
 

Страсть («Предзнаменования»)
 Лиза («Пиковая дама» на музыку П. Чайковского, хореография Р. Пети)
 Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева)

                                                                                            2010

 Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича)
 Балерина («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина, новая хореографическая редакция С. Вихарева)

                                                                                           2011
 

Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева)
 Мирей де Пуатье («Пламя Парижа»)
 Корали («Утраченные иллюзии» Л. Десятникова в постановке А. Ратманского)
 ведущая партия в «Рубинах» (II части балета «Драгоценности») на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина)
 
                                                                                       2012

ведущая партия в «Изумрудах» (I части балета «Драгоценности») на музыку Г. Форе (хореография Дж. Баланчина)
 Китри («Дон Кихот» в редакции А. Фадеечева) — дебют состоялся на гастролях Большого театра в Канаде
Анастасия («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)
Чистюля («Мойдодыр» Е. Подгайца в постановке Ю. Смекалова) — первая исполнительница

                                                                               Гастроли

В 2000 г. участвовала в гала-концерте артистов балета в Греции — с Андреем Евдокимовым исполнила па де де из балета «Корсар» А. Адана (хореография М. Петипа).
капцова 2Исполнила заглавную партию в балете «Анюта» с балетной труппой Татарского государственного академического театра оперы и балета имени М. Джалиля в рамках Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуреева (2002 г., Казань).
В 2003 г. принимала участие в фестивале артистов Большого театра, Датского королевского балета и Американского Балетного театра, прошедшем на сцене Кеннеди-центра в Вашингтоне. Танцевала «Видение розы» на музыку К. м. фон Вебера (хореография М. Фокина, партнер Геннадий Янин).
В том же году выступила в гала-концерте, состоявшемся в рамках проекта «Звезды XXI века» в Торонто (партнер Дмитрий Гуданов), а также исполнила заглавную партию в балете Анатолия Емельянова «Ромео и Джульетта» на музыку П. Чайковского (партнер Александр Волчков) в рамках гастролей театра «Корона русского балета» в Мексике.
В 2004 г. приняла участие в Международном фестивале «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, исполнив «Тарантеллу«(хореография Дж. Баланчина), и в акции «Ночь открытых музеев» в Берлине в посольстве РФ в Германии, где танцевала Па де де Чайковского (хореография Дж. Баланчина).
В 2005 г. гастролировала в Мексике с театром «Русский балет» — партия Принцессы Авроры в балете «Спящая красавица».
В 2006 г. участвовала в гала-концерте Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуреева в Казани (па де де из балета «Сильфида», монолог Фригии и адажио со Спартаком из балета «Спартак», Танго Марго и Месье Жака из балета «Золотой век»), а также исполнила партию Принцессы Флорины в балете «Спящая красавица«с балетной труппой театра им. Джалиля.
В 2008 г. вновь участвовала в казанском фестивале имени Нуреева — исполнила партию Принцессы Авроры в спектакле Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля (Принц Дезире — премьер Большого балета Дмитрий Гуданов).
2011 г. — казанский фестиваль им. Нуреева, партия Сванильды в балете «Коппелия», спектакль театра им. Джалиля, Франц — солист Баварского государственного балета Ален Боттаини.

В статье использованы материалы официального сайта Большого театра,  материалы Wikipedia, а также интервью Нины Капцовой разных лет.