Звезды и легенды оперы и балета
lf

Текст перед ссылками: Цели и задачи рекламы в полиграфии. Реклама и полиграфия в картинках. Текст после ссылок:

Светлана Захарова

 

 «Такой балерины не было, нет и никогда не будет» Ив Сен-Лоран

захарова 1Если отвечать на вопрос: «Что запомнилось из «Церемонии Открытия XXII Олимпийских игр», то, пожалуй, первое, что приходит на ум — это, конечно,»Первый бал Наташи Ростовой». Раду Поклитару поставил прекрасный номер и доверил его исполнять замечательным исполнителям! Владимир Васильев — вот истинный чемпион, седины лишь подчеркнули его невероятное обаяние, а умению владеть собой и своим телом и сейчас могут позавидовать многие молодые артисты. А как хороша была прима Большого Светлана Захарова. Ее Наташа, как мне показалось, светилась изнутри. Какая невероятная энергетика, какая техника. И все это надо было продемонстрировать в «максимально некомфортной» атмосфере огромного стадиона, зная что за твоим выступлением наблюдают миллионы глаз.
Светлана Захарова — это, наверное, самый яркий пример того, что при наличии трудолюбия, упорства и целеустремленности в жизни возможно достичь любых высот. Прима-балерина Большого театра, «Этуаль» («Звезда») Ла-Скала, депутат Государственной Думы РФ, член Совета по искусству и культуре при президенте России — это далеко не полный послужной список достижений балерины. Могла ли мечтать о чем-то подобном десятилетняя девочка из провинциального украинского городка Луцк, отправляющаяся на учебу в Киевское хореографическое училище? Но, обо всем по-порядку.

Светлана Захарова родилась 10 июня 1979 года на Украине. Папа — военнослужащий, мама работала в хореографическом коллективе.
Уже в раннем детстве девочка уделяла много внимания занятиям гимнастикой и плаванием. Тогда же состоялись и первые шаги в обучении хореографии. Мама отвела дочь в танцевальный кружок (народный танец) при Доме Пионеров. Девочка занималась много и охотно, но желание посвятить свою жизнь искусству танца появилось у Светланы несколько позднее.
Задумывался ли кто-нибудь о том, что испытывают родители, когда приходится отправлять своего десятилетнего ребенка на учёбу в другие города с призрачной надеждой, что из него что-нибудь получится? В Москву, Питер, Киев — зачастую для них это все равно, что на другую планету. Думаю, что сейчас в общежитиях хореографических училищ уже нет такой проблемы, как общение с родственниками. Мобильная связь и интернет облегчают жизнь воспитанников. Однако, в нашей истории на дворе 1989 год. Именно тогда на семейном совете было принято решение отправить Светлану в Киевское хореографическое училище.
Успешно сдав вступительные экзамены Захарова зачисляется в класс Валерии Сулегиной. Прекрасные природные данные — гибкость, пластичность, артистичность и музыкальность не остаются незамеченными педагогами. Ее выделяют и с ней активно работают. Светлану готовят к одному из самых престижных конкурсов среди юных танцовщиков Vaganova-Prix (1995) в Санкт-Петербурге. Это хороший шанс проявить себя и она его прекрасно использует. Она исполняет партию Принцессы Флорины в па-де-де Голубой Птицы из «Спящей красавицы», вариацию из па-де-де Чайковского-Баланчина, и первую вариацию из «Пахиты» и завоёвывает второй приз, а с ним и приглашение в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой. Захарова принимает это предложение и зачисляется в училище минуя год сразу на выпускной курс. Ее новым педагогом становится Елена Евтеева, в прошлом одна из ведущих балерин Мариинского (Кировского) театра. Вагановская Академия помогла в полной мере раскрыться таланту Светланы. Её начинают занимать в ведущих партиях Мариинского театра. Она танцует в сцене «Царство теней» в «Баядерке» (Музыка Людвига Минкуса, хореография Мариуса Петипа); Машу в «Щелкунчике» («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена); Повелительницу дриад в «Дон Кихоте» («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского) и «Умирающего лебедя» (на музыку К. Сен-Санса, хореография М. Фокина).
        Начинают сбываться самые несбыточные мечты — Вагановская Академия. А сразу после ее окончания — приглашение в Мариинский театр! (О желании танцевать именно на этой сцене говорит уже хотя бы тот факт, что заполучить к себе Захарову у Большого театра получилось только с четвертой попытки.) Ее педагогом-репетитором становится Ольга Моисеева, с которой устанавливаются очень близкие и теплые отношения. От 17-летней девочки многого ждут и поэтому приходится много работать. Уже в первые месяцы Светлане предлагают партии, к которым остальным приходится идти годами. 

В дебютном 1996 году она танцует: Принцессу Флорину («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции К. Сергеева); Па де де Чайковского (хореография Дж. Баланчина); Марию («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова).
Ее техника, пластичность, умение выразить свои чувства и настроение через танец сразу обращают на себя внимание критики и публики. Уже на следующий год она танцует заглавную партию в балете «Жизель» А. Адана, (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа), а также Гюльнару «Корсар» А. Адана, (хореография М. Петипа в редакции П. Гусева). А еще через год Одетту-Одиллию в «Лебедином озере» П. Чайковского, (хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева) и Принцессу Аврору в «Спящей красавице». Кроме классических в ее репертуаре появляется много современных постановок. Среди них «Серенада», «Симфония до мажор», «Аполлон Мусагет», «Драгоценности» (Баланчина); «Манон» МакМиллана и «Теперь и тогда» Ноймайера.
На следующий год Захарова становится солисткой театра. Её репертуар расширяется. Она танцует заглавную партию в балете «Жизель» А. Адана, (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа). В «Корсаре» А. Адана, (хореография М. Петипа в редакции П. Гусева) она исполняет партию Гюльнары. А еще через год Принцессу Аврора («Спящая красавица»); Одетту-Одиллию («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева); Cолистку («Серенада» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина). За «Серенаду» (1999) и за исполнение Авроры в «Спящей красавице» (2000) она дважды становилась лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в балете».
Первые зарубежные гастроли Светланы Захаровой пришлись на конец 90-х и начало 2000-хзахарова 2 годов. В 1999 году в Аргентине в театре Колон она исполнила роль Медоры в балете «Корсар» (постановка М. Вазиева). На следующий год она участвовала в балете «Щелкунчик» (постановка Баланчина) совместно с труппой Нью-Йорк сити балет. В этом же году балерина танцевала в Бразилии в постановках Н. Макаровой балета «Лебединое озеро». В 2002 году Светлана Захарова вместе с Хосе Мануэлем Карреньо выступила в гала-концерте международных звезд балета в Канаде на монреальской «Площади искусств» и в гала-концерте памяти Р. Нуреева, состоявшемся в театре «Ла Скала», где ее партнером был Николай Цискаридзе. Гастроли в Японии с огромным успехом прошли в 2002-2003 годах. Они прошли на сцене Нового национального театра в Токио. Здесь Светлана Захарова танцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере» (постановка К. Сергеева) и в «Баядерке» (редакция Асами Маки).
В 2001 году балерина впервые появилась на сцене Парижской национальной оперы в «Баядерке». А в 2002 году в постановке Р. Нуриева балета «Лебединое озеро». На одной из репетиций Светлану впервые увидел Михаил Барышников. Можно много говорить о впечатлениях мэтра мирового балета от танца никому неизвестной молодой балерины Мариинского театра. Но факт остается фактом — после спектакля к Светлане подошла директор балета Оперы и пригласила станцевать в одном из спектаклей театра. Она также сказала, что обратить на нее внимание попросил сам Барышников. С Михаилом Светлане довелось встретиться уже несколько лет спустя в Америке на «Дон Кихоте», где Захарова танцевала Китри. Он пригласил ее на ужин и дал несколько советов по спектаклю. Позднее Великий танцовщик не раз высказывался о своей симпатии к балерине.
В начале 2000-х у Светланы было много интересной работы и в России. Здесь можно отметить и соло в «Бриллиантах» из «Драгоценностей», (хореография Дж. Баланчина) и партия Китри в «Дон Кихоте». Многим запомнилась Светлана в «Шехеразаде» (Зобеида) (хореография М. Фокина) и, конечно, Джульетта «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, (хореография Л. Лавровского). Ее первая работа с Дж. Ноймайером «Теперь и тогда» на музыку М. Равеля (в постановке Дж. Ноймайера). Всего на сцене Мариинского театра с 1996 по 2003 год Светлана станцевала 29 ролей.
Переломным в судьбе Светланы стал 2003 год. 26 августа на традиционном сборе труппы балерина была представлена в качестве солистки театра. В этом смысле, интересно, согласитесь, что говорит сама балерина по-поводу своего перехода. Я привожу небольшой фрагмент из интервью журналу «Russian-bazaar». «Я не ушла из Мариинского театра, я просто перешла работать в театр с другим репертуаром. Мне захотелось танцевать что-то новое, двигаться вперед, не стоять на месте. Всегда интересно работать на новом месте, это стимулирует творческую фантазию…Шесть с половиной лет я жила в общежитии, скопила деньги и купила себе сама квартиру, отремонтировала — и тут как раз и уехала в Москву…» Уже 5 октября состоялась премьера (в новом для Светланы статусе) в балете «Жизель» (редакция В. Васильева). В этом же сезоне на сцене Большого Захарова танцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере» П. Чайковского (во второй редакции Ю. Григоровича) и Аспиччию в «Дочери фараона» Ц. Пуни (в постановке П. Лакотта по М. Петипа).
С 2004 года начинается активная гастрольная деятельность. В этом году с марта по май она последовательно выступает: в Парижской опере (заглавная партия в балете «Жизель»;в итальянском театре Сан Карло и МЕТе — Никия в «Баядерке». В Новом национальном театре в Токио она исполняет Аврору в «Спящей красавице» и Раймонду в одноименном балете А. Глазунова. А в конце года Одетту-Одиллию в балете «Лебединое озеро» в Ла-Скала и Аврору в балете «Спящая красавица» (редакция Р. Нуреева) в Парижской опере. Совмещать репертуар в России и за рубежом все труднее. Нередко «ее спектакли» в Большом приходятся на время гастролей, которые, как правило, планируются за два года. Тем не менее она танцует Аврору в «Спящей красавице» П. Чайковского; Никию в «Баядерке»; Китри в «Дон Кихоте» Л. Минкуса и впервые в театре исполняет партию Ипполиты (Титании) в балете «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф.Мендельсона-Бартольди и Д.Лигети (в постановке Дж.Ноймайера).
В газете «Культура» мне довелось прочитать интервью Светланы. Вы знаете не мог не привести цитату из этой статьи. «Когда я была начинающей балериной, главное для меня заключалось в том, чтобы продемонстрировать свои возможности. Когда минуешь этот этап и уже никому ничего не надо доказывать, то танцуешь, чтобы выразить эмоции.» Трудно не согласитьться с этими словами. У молодых исполнителей энергия и желание проявить себя очень часто бьют через край. Но при этом они не всегда могут пропустить материал через себя, чтобы понять то, что ждёт от них хореограф. Осознание же этого приходит с опытом. И поэтому в период становления очень многое зависит от педагога-репетитора, который работает с танцовщиком.
И тут нельзя не упомянуть о наставнике Светланы Захаровой в Большом театре — Людмиле Семеняке. Кажется совсем недавно она радовала зрителя своим блистательным балетным искусством в лучших театрах мира. Но, увы, время неумолимо. Оно мчится быстрее, чем нам того бы хотелось. С другой стороны трудно было бы пожелать для Светланы более лучшего педагога.
Но давайте продолжим нашу хронологию. Что хотелось бы отметить в 2005 году. Думаю, что стоит обратить внимание на постановку балета Р. Пети «Юноша и смерть» на музыку И.С. Баха, которая состоялась на сцене Нового национального театра в Токио. Почему я хотел бы выделить именно этот спектакль. Ну во-первых, согласитесь, до этого момента в репертуаре Светланы преобладала классика. Во-вторых, думаю читатель со мной согласится, этот спектакль требует глубокого внутреннего осмысления и не только от зрителя, но и в певую очередь от исполнителя. Ко всему выше сказанному добавлю, что партнёром балерины в этом спектакле был Игорь Зеленский.
В этом же году Захарова танцует в Гамбурге «Баядерку» (Никию) в редакции Н. Макаровой. Партнёр Иржи Бубеничек; в Ла Скала «Жизель» (Жизель). Партнёр — Массимо Мурру; в Токио «Дон Кихота» (редакция А. Фадеечева). Партнёр — Андрей Уваров. На рождественских спектаклях в Парижской опере она дважды танцует Одетту-Одиллию в «Лебедином озере» (редакция Р. Нуреева). Её партнёрами по спектаклю были Жан-Гийом Бар и Николя Ле Риш. В постановках Большого театра я бы отметил её премьеру в «Кармен-сюите» Ж. Бизе — Р. Щедрина в постановке А. Алонсо. За исполнение партии Ипполиты–Титании в балете «Сон в летнюю ночь» Светлана Захарова награждена призом Международного союза деятелей хореографии «Бенуа де ля данс». В том же году она удостоена звания заслуженной артистки России.
В 2006 году на сценах лондонского театра Ковент Гарден и французского театра Эспас Пьер Карден Захарова принимает участие в юбилейных концертах Майи Плисецкой. Танцует в Токио «Шехеразаду»; «Раймонду» и «Лебединое озеро». «Баядерку» в редакции Н. Макаровой в Ла Скала. В «Мариинке»
«Шехеразаду» на бенефисе Фаруха Рузиматова. И наконец в Гала Светланы Захаровой на сцене Королевского театра в Парме (Teatro Regio di Parma) в рамках фестиваля Танец в Парме (ParmaDanza). Этот год стал также знаменателен тем, что Светлана Захарова вошла в состав Совета по культуре и искусству при президенте России.
В 2007 году в репертуаре балерины впервые появляется «Дама с камелиями» на музыку Г. Берлиоза. Вот что сказала хореограф Асами Маки по поводу этой постановки. «Мне очень хотелось сделать что-то масштабное специально на Светлану.» («Новости культуры»). Постановка имела очень большой успех не только в Токио, но и в Москве. Сама же балерина отзывалась об этой постановке так: «Иногда на сцене я чувствовала себя как в драматическом театре, хотя я танцевала. Много актерской игры и эмоций» («Новости культуры»). Забегая вперёд скажем, что в исполнении Светланы на днях состоялась премьера «Дамы с камелиями» в Большом театре, но уже в постановке Джона Ноймайера.
Также в этом году был исполнен «Дон Кихот» (постановка — Р. Нуриева) в Ла Скала и в редакции А. Фадеевича в Новом национальном театре в Токио. Также в Ла Скала были исполнены «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» — Аврора (редакция Р. Нуреева). В Большом театре Захарова запомнилась в премьерной партии Медоры в «Корсаре» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки.
В 2008-10-х годах я бы отметил «Ромео и Джульетту» (хореография Л. Лавровского) в Мариинском театре; «Pink Floyd» (хореография Ролана Пети) в театре Ла Скала. Из спектаклей в Большом: Эгину в «Спартаке» А. Хачатуряна, (хореография Ю. Григоровича); Пару в желтом «Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова (постановке А. Ратманского). И, конечно, спектакль «Захарова суперигра» Э. Пальмьери, поставленный специально для Светланы итальянским танцовщиком театра «Ла Скала» Франческо Вентрилья. Постановщик, как мне кажется, уловил в этой постановке лейт-мотив жизни Светланы — преодалеть все трудности, чтобы переходя с уровня на уровень достичь своей цели.
Мне кажется нельзя не упоминуть об одном спектакле, о котором Светлана очень мечтала, но которому не суждено было «случиться» в её исполнении. Речь, как вы наверное догадались, идёт об «Онегине» Джона Кранко. Ни в коем случае не ставлю под сомнение правильность выбора исполнительского состава для постановки, но хотелось бы заметить, что Татьяна в исполнении Захаровой могла бы стать событием…
Думаю, что правильно будет сказать несколько слов и о партнёрах Светланы. В балете очень многое зависит от правильности подбора пары. Танцовщик в немалой степени помогает раскрыться балерине и от правильности его выбора зависит успех спектакля. Постоянные переезды из театра в театр, новые постановки — всё это причины по которым довольно часто приходится подбирать новых партнеров. С.З. по этому поводу в одном из интервью сказала: «Менять партнеров полезно. Каждый индивидуален, и новый партнер дает новые ощущения.» Поклонники таланта Светланы, конечно, помнят прекрасный дуэт Захарова — Уваров. Когда Андрей Уваров решил закончить карьеру танцовщика и перешел в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко пришла пора выбора нового партнера. Как известно танцовщица выбрала американца Дэвида Холберга. По этому поводу существуют две версии: официальная и версия Светланы Захаровой. По первой — администрация театра на выбор Светлане предложила шестерых солистов, из которых балерина выбрала Дэвида. Сама же балерина утверждает: «Я не выбирала – нас соединили в пару. Впервые, когда мы встретились на репетиции, наши педагоги единогласно сказали насколько мы подходим друг другу.» Так или иначе, но Дэвид — первый американский солист в труппе Большого. Поэтому, как мне кажется, был определённый риск с учётом того какие высокие требования предъявляются в театре к танцовщикам. К тому же несмотря на довольно приличный опыт (более 10 лет), Дэвид был еще недостаточно знаком с русской школой, да и хореография балетов, которые он до этого исполнял отличалась от нашей. Однако, справедливо будет сказать, что Холберг стал для Захаровой достойным партнёром.
Что же за статья если в ней нет ни слова о личной жизни? Надо сказать что сама балерина в своих интервью не часто рассказывает о своей семье. Признаюсь честно, что мне не удалось узнать дату, когда состаялась свадьба Светланы Захаровой и Вадима Репина, возможно — плохо искал. Однако, доподлинно известно, что они познакомились захарова 3совершенно случайно. Незадолго до Нового года, телеканал «Россия» планировал снять передачу с участием звезд классической музыки и балета. Однако, съемки отменили, но концерт всё же состоялся. Но без артистов балета. Чтобы никого не обидеть танцовщиков всё-таки пригласили, но в качестве зрителей. Именно на этом концерте Светлана впервые увидела и услышала скрипача Вадима Репина. Впечатление от выступления музыканта было столь велико, что сразу после записи она подошла, чтобы взять у него автограф. Вот что в одном из интервью Светлана сказала о своем супруге: «Он великий музыкант, перед которым я преклоняюсь, и потрясающий, очень отзывчивый человек.» Творческая жизнь Светланы и Вадима очень насыщена. Порой в течении недели приходится посещать по несколько стран. Подстраивать друг под друга гастрольный график бывает не так просто. Поэтому очень выручают совместные концерты. У Вадима и Светланы подрастает дочка Анна.