Звезды и легенды оперы и балета

Словарь от А до Я (балет)

                                            

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
a

Австралийский балет
Австралийская
балетная школа
Австралийская опера
 
Австрийский балет
Австрийская опера
Адажио
Адырхаева Светлана


Аллегро
Алонж
Алисия Алонсо
Амбуатэ
Нина Ананиашвили  
Ансамбль в балете
Ан арьер
Ан дедан
Ан деор
Ан фас
Ан л’эр
Ан турнан
Аншенман
 Антре
Антраша
Апломб
Арабеск
Арронди
Ассамбле
Аттитюд
b Баланс
Баллон
Баллонне
Баллотте
Баронова Ирина
Барышников Михаил
Батман
Батман авлоппе
Батман девлоппе
Батман фондю
Батман фраппе
Батман релеве лян
Батри
Баттю
Бауш
Пина 
Па-де-бурре
Бризе
Бенуа де ла Данс
Бессмертнова Наталья
Болеро
Бурнонвиль Огюст
v Ваганова Агриппина Яковлевна
Васильев Владимир Викторович
g

Габович Михаил Маркович
Газовская Татьяна Николаевна

Гаргуайд
Гельцер Василий Фёдорович
Гельцер Екатерина Васильевна
Гердт Елизавета Павловна
Годунов Александр Борисович
Голейзовский Касьян Ярославич
Голикова Татьяна Николаевна
Гордеев Вячеслав Михайлович
Глиссад
Глиссе
Гран фуэте
Гран па

Григорович Юрий Николаевич
Гризи Карлотта
d Дегаже
Деми плие
Девлопе
Дессю-дессу
Дубль
Дидло Шарль Луи
Дудинская Наталия
Дункан Айседора
e
zh Жете
z Захарова Светлана
i Иванов Лев Иванович
Истомина Авдотья Ильинична
k Кабриоль
Камбре
Капцова Нина
Каралли Вера
Карсавина Тамара 

Кода
Кондратьева Марина
Крысанова Екатерина
Кудрявцева Валентина

Купе
Курю
Круазе
Кшесинская Матильда
l Лавровский Леонид
Лавровский Михаил

Лан
Легато
Лепешинская Ольга
Лиепа Андриас
Лиепа Илзе
Лиепа Мариус
Лифарь Серж
Лопаткина Ульяна
m Макарова Наталья
Максимова Екатерина
Мессерер Асаф
Международные балетные конкурсы
Агнес де Милль
Мордкин Михаил
Мясин Леонид
n Нижинский Вацлав
Новер Жан Жорж
Ноймайер Джон
Нуриев Рудольф
o
p Павлова Анна
Пар терр
Пa д’аксьон
Па де баск
Па де ша
Па де сизо
Па де дё
Па д’ансамбль
Па де пуасон
Па де труа
Па марше
Па субресо
Пассе
Перро Жюль Жозеф
Пети Ролан

Пикке
Пируэт
Плие
Плисецкая Майя
Пуанте
Пор де бра
Препарасьон
r

Релевэ
Ранверсэ
Рамишвили Нина
Револьтад
Рон де жамб
Руаяль
Рубинштейн Ида

s Семеняка Людмила
Семёнова Марина
Сен-Леон Артур
Сергеев Константин

Со де баск
Сорокина Нина
Соте
Спесивцева Ольга
Семпль
Сисон
Сутеню
Сюиви
Сюр ле ку-де-пье
t Тальони Мария
Тан леве
Тан лие
Тандю
Тедеев Вадим
Тербушон
Тир бушон
Томбе
Тур

 

Тур ан л’эр
Тур лан
Тур шене

u Увер
Уланова Галина
Ухов Всеволод
f

Файи
Фэрме
Флик-фляк
Фондю
Фуэте
Фраппэ
Фокин Михаил
Фокина Вера

Фонтейн Марго
h Хохлова Ольга
c Цискаридзе Николай
ch
sh Шене
Шанжман де пье
Шассе
Шипулина Екатерина
shch
э Экартэ
Эшаппэ
Эффасэ
Эпольман
Экзерсис
ю
я
A ADAGIO
ASSEMBLE
ALLEGRO
À LA SECONDE
ALLONGE
APLOMB
ARABESQUE
ARRONDI
ATTITUDE
B BALANCÉ
BALLON
BALLONNÉ
BALLOTTÉ
BATTEMENTS
BATTEMENT AVELOPPE
BATTEMENT DEVELOPPE
BATTEMENT FONDU
BATTEMENT FRAPPE
BATTEMENT RELEVE LENT
BATTERIES
BATTUS
BOURRÉE
BRISÉ
BENOIS DE LA DANSE
C CABRIOLE
CAMBRÉ
CHAÎNĖ
CHANGEMENT DE PIED
CHASSÉ
CODA
COUPÉ
COURU
CROISE
D DÉGAGÉ
DEMI-PLIE; RELEVE
DESSUS-DESSOUS
DÉVELOPPÉ
DOUBLE
E ÉCARTÉE
ÉCHAPPÉ
EFFACE
EMBOÎTE
EN ARRIERE
EN DEDANS
EN DEHORS
EN FACE
EN L’AIR
EN TOURNANT
ENCHAÎNEMENT
ENTRECHAT
ENTRÉE
EPAULEMENT
EXERCICE
F FAILLI
FERMĖ
FLIC-FLAC
FONDU
FOUETTEÉ
FRAPPEÉ
G GARGOUILLADE
GLISSADE
GLISSEÉ
GRAND
GRAND FOUETTE
GRAND PAS
H
I
J JETE
JETE ENTRELACE
K
L LENT
M
N John Neumeier
O OUVERT
P PAR TERRE
PAS D’ACTION
PAS DE BASQUE
PAS DE CHAT
PAS DE CISEAUX
PAS DE DEUX
PAS D’ENSEMBLE
PAS DE POISSON
PAS DE TROIS
PAS MARCHÉ
PAS SOUBRESAUT
PASSÉ
PETIT
PICCE
PIROUETTE
PLIE
POINTÉ
PORT DE BRAS
PRÉPARATION
Q
R

RELEVE
RENVERSE
REVOLTADE
ROND DE JAMBE
ROYAL

S

SAUT DE BASQUE
SAUTE
SIMPLE
SISSONNE
SOUTENU
SUIVI
SUR LE COU-DE-PIED

T TEMPS LEVE
TEMPS LIE
TENDU
TERBOUSHON
TERRE À TERRE
TIRE-BOUCHON
TOMBÉ
TOUR
TOUR EN L’AIR
TOUR LENT
TOURS CHAÎNÉS
U
V
W World Ballet Day live
X
Y
Z

 ADAGIO, адажио (итал. — медленно, спокойно): 1) обозначение медленного темпа. 2) Танцевальная композиция преимущественно лирического характера (дуэт с использованием поддержек) и в хореографических миниатюрах. 3) Основная часть классических танцевальных форм (pas de deux, and pas, pas d’action), исполняемая в медленном темпе  4) Комплекс движений в exercice, основный на различных формах relevés и developpes. Исполняется у палки и на середине зала. Вырабатывает устойчивость, умение гармонично сочетать движения ног, рук, корпуса. Композиция Адажио может быть простой, и сложной. Развернутое Адажио на середине зала допускает включение всех pas классического танца от port de bras до прыжков и вращений.

À LA SECONDE ( франц., во вторую позицию), поза классического танца: нога на1 вторую позицию поднята в сторону на 90° или выше.


ALLEGRO (аллегро, итал. — радостный), 1) быстрый, оживленный муз темп. 2) Часть урока классического танца, состоящая из прыжков. Особое значение allegro, как урока подчеркивала А. Я. Ваганова. 3) Классический танец, значит часть, которого основана на прыжковой и пальцевой технике. Все виртуозные танцы (entrées, вариации,coda, ансамбли) сочинены в темпе аллегро.


ALLONGE (аллонже, франц. —удлиненный, продленный, вытянутый), 1) приём классического танца, основанный на распрямлении закругленных позиций рук. 2) Поза классического танца, поднятая назад нога выпрямлена в колене (arabesque),соответствующая рука поднята вверх, другая отведена в сторону, в отличие от закругленных позиций (arrondi), локти рук выпрямлены, кисти повернуты наружу, что придает позе «летящий» характер. 3) Одно из названий arabesque.


APLOMB (апломб, франц. — равновесие, самоуверенность), 1) уверенная, свободная манера исполнения. 2) Умение сохранять в равновесии все части тела. Делать «апломбы» в XVIII веке(faire des aplombs) значило останавливаться в равновесии на полупальцах в продолжение нескольких тактов. В первой трети XIX века  танцовщицы стремясь придать позам воздушность поднимались на кончики пальцев.


ARABESQUE (арабеск, франц. буквально — арабский), одна из основных поз классического танца, отличие которой — поднятая назад нога с вытянутым (а2 не согнутым, как в позе attitude) коленом. В русской школе классического танца приняты четыре вида арабеска. Превый и второй арабески — ноги в положении efface. В первом арабеске — рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз, корпус слегка наклонен, но спина вогнута (это относится и к другим видам арабеска). Во втором арабеске — вперед направлена рука, соответствующая поднятой ноге, а другая отведена в сторону. Голова повернута к зрителям. Третий и четвёртый арабески — ноги в положении croisé. В третьем арабеске — соответствующая поднятой ноге рука устремляется вперед, к ней направлен взгляд, другая рука отведена в сторону. В четвёртом арабеске —впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развернут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Арабеск исполняется на вытянутой ноге, в plié на полупальцах, на пуантах, в прыжке, с поворотом и вращениями. Позу можно бесконечно варьировать. Изменения в позициях ног и рук, положении спины, головы направленности взгляда влечет за собой преображение выразительной сути арабеска.


ARRONDI (арронди, франц. — округленный, закругленный), обозначение округлого положения рук (от плеча до пальцев) в классическом танце, в отличие от положения allonge. По принципу арронди определены основные позиции рук: мягко (кругло) согнутые локти, запястья, кисти.


ASSEMBLE (ассамбле, франц.—собранный), в классическом танце прыжок с3 выбрасыванием ноги вперёд, в сторону и назад под углом 45° (petit assemble) и 90° (grand assemble). Основным отличием assemble является соединение (собирание) в воздухе ног в пятую позицию. Прыжок заканчивается на две ноги в той же позиции. Аssemble исполняется на месте и с продвижением в сторону броска ноги в положениях en face, croise, efface, écarte. Существуют также другие формы assemble — двойное (double), с заноской (battu), с поворотом (en tournant).


ATTITUDE (аттитюд, франц.—поза, положение), одна из основных поз классического танца, главной особенность, которой — согнутое колено поднятой назад ноги. В аттитюд основная линия образуется из опорной ноги, корпуса и рук в третьей позиции. Главные виды аттитюд — attitude effacée и attitude croisée. В позе attitude effacée поднятая нога открыта, мягко развернута. Соответствующая ей рука находится в третьей позиции. Голова повернута к поднятой руке. В позе attitude croisée, состоящей из перекрещивающихся линий, корпус заслоняет поднятую ногу, позволяя видеть лишь ее носок. Для attitude возможны разнообразные изменения, что обогащает средства сценической выразительности. Для attitude характерен перегиб т. к. согнутая в колене нога позволяет корпусу сильно перегнуться. Аttitude в самых различных формах часто является хореографическим лейтмотивом (например, строгие классические аттитюды Авроры, балетмейстера M. Петипа или острые акробатические аттитюды Хозяйки Медной горы, балетмейстер Ю. Григорович).


BALANCÉ (балансе, франц., balancer — раскачивать, качаться, колебаться) танцевальные движение в котором переступания с ноги на ногу и чередующиеся demi-plie подъемом на полупальцы, сопровождаются наклонами корпуса головы и рук из стороны в сторону, что создает впечатление мерного покачивания. В exercice имеются другие виды балансе: battement jeté B. — быстрое, короткое качание (вниз—вверх) вытянутой ноги или быстрое отведение ее на 1/2 или 1/4 кругa с возвращением в прежнее положение grand battement jeté, при исполнении которого после grand battement jeté вперед с отклонением корпуса назад нога проходит через первую позицию и выбрасывается назад с наклоном корпуса вперед. На середине зала grand battement jeté В. исполняется и в сторону, поочередно одной и другой ногой по первой или пятой позиции. 


 BALLON (баллон, франц., буквально — воздушный шар, мяч) — составная часть элевации. В балетном искусстве XIX века — способность эластично — подобно мячу, отталкиваться от пола перед высокими прыжками. В XX веке — способность во время прыжка задерживаться в воздухе, сохраняя позу.


BALLONNÉ (баллонне, франц., буквально — раздутый, вздутый), прыжок на одной ноге или вскок на пальцы с продвижением за работающей ногой, которая, вытягиваясь во время прыжка или скока, снова возвращаете в положение sur le cou-de-pied в момент опускания опорной ноги в demi-plié.

BALLOTTÉ (баллотте, франц., от ballotter — качать, качаться), прыжок с продвижением вперед или назад, во время которого вытянутые ноги задерживаются в пятой позиции, затем одна поднимается через sur le cou-de-pied и вытягивается соответственно продвижению (вперед и назад), другая опускается на пол в demi-plie. Корпус уклоняется от поднятой ноги. Затем движение исполняется в обратном направлении.

BATTEMENTS (батман, франц.—биения), группа движений работающей ноги. Классический танец располагает множеством форм батманов — от простейших — tendus (в английской терминологии brack) до сложных, многосоставных. Каждое pas обязательно содержит элемент батман, поэтому в exercice им придается большое значение. Упражнения батман преследуют тренировочные цели, вырабатывают определенные умения вытягивать ноги в прямые линии, отчетливо исполнять различные эволюции (от резкого броска ноги и плавного ее поднятия до обратного опускания или сгибания).

BATTEMENT AVELOPPE (батман авлоппе) — противоположное battement developpe движение, «рабочая» нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию.

BATTEMENT DEVELOPPE (батман девлоппе) — вынимание ноги вперед, назад или в сторону скольжением «рабочей» ноги по опорной. Grand battement developpe в английской терминологии соответствует — kick.

BATTEMENT FONDU (батман фондю) — движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого «рабочая» нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и «рабочая» нога открывается вперед, в сторону или назад. В модерн-джаз танце используется также форма fondu из урока народно-сценического танца.

BATTEMENT FRAPPE (батман фраппе) — движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.

BATTEMENT RELEVE LENT (батман релеве лян) — плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или назад.

BATTERIES (батри, франц., от battre — бить), прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в пятой позиции (до удара и после него ноги слегка раздвинуты в стороны). Делятся на battu, entrechat и brise. Подготовкой к освоению заносок служат battements tendus pour batterries.

BATTUS (баттю, франц., от battre — бить), 1) battus прыжковые движения, усложненные ударом, или несколькими ударами одной ноги о другую. Например, échappe battus, assemble battus, jeté battus. 2) Battements battus, ряд быстрых, коротких ударов носка работающей ноги по пятке опорной спереди или пятки работающей ноги — по щиколотке опорной сзади. При ударах, отличие от battements frapp колено действующей ноги не разгибается. Обычно battements battus исполняется на efface вперед-назад.

BODY ROLL (боди ролл) — группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним «волна»).

BOUNCE (баунс) — трамплинное покачивание вверх-вниз, в основном происходит либо за счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.

BOURRÉE, pas de bourrée (бурре, па-де-бурре, франц., от bourrer набивать, пичкать), мелкие танцевальные шаги, чеканные или слитные исполняются с переменой и без перемены ног, во всех направлениях и с поворотом. Основная учебная форма — simple (en dehors и en dedans), представляет собой перекрестное переступание с ноги на ногу с продвижением в сторону. Первые два шага исполняются на полупальцах или пальцах с переменой ног и опусканием на demi plié на третью долю. Во время переступания работающая нога отчетливо поднимается на sur le cou-de-pied. Pas de bourrée suivi (беспрерывный, связный) — отличается равномерностью мелких переступаний в первой или пятых позициях с продвижением во всех направлениях.

BRISÉ (бризе, франц.—ломаный, разбитый), прыжок, во время исполнения — нога из пятой позиции сзади (спереди) выносится вперед (назад), давая направление прыжку, ударяет в воздухе опорную возвращается в прежнее положение. В dessus-dessous оканчивается на вынесенную вперед или назад ногу, причем другая приводится sur le cou-de-pied и начинает движение в обратном направлении: В. dessus исполняется с продвижением вперед, В. dessous — назад.

BRUSH (браш) — скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.

CABRIOLE (кабриоль, франц.—прыжок), один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх один или несколько раз. Исполняется во всех позах на 45° и 90°. Как правило, подходом к кабриоль служат шаги pas glissade, pas coupe, pas failli, прыжки sissonne tombée, sissonne ouverte и др. Существует cabriole fermée, cabriole tombée, cabriole fouettée.

CAMBRÉ (камбрé – от франц. гл. «cambrer» — изогнуть, выгнуть, перегнуть. Лёгкий перегиб корпуса назад или в сторону.

CHAÎNĖ (шенé; от франц. глагол «chainer» — измерять мерной цепью, лентой и франц. существительное «chaine» — цепь.)
Во французской школе классического танца имеется ещё термин «déboulé» (дебуле; от франц. глагола «debouler» — скатиться сверху вниз, свалиться, быстро вращаться вокруг себя, двигаться вперёд, вращаясь, что почти соответствует термину «chainé». В современной школе классического танца «chainé» исполняется на полупальцах и на пальцах.
Во время исполнения «chainé» происходит перенос центра тяжести с одной ноги на другую с поворотом корпуса и постепенным увеличением скорости движения тела вокруг своей оси с продвижением во всех направлениях, где одна нога, обгоняя другую, имитирует непрерывную цепочку.

CHANGEMENT DE PIED (шанжман де пье, франц. — перемена ног), прыжок из пятой позиции в пятую с переменой ног в воздухе. Может исполняться на маленьком (petit de p.) и большом прыжке (grand Changement de p.) и с поворотом в воздухе (tour en l’air).

CHASSÉ, pas (шассе, франц., от сhasser — охотиться, гнаться). Прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую, соединяясь в пятой позиции в верхней точке прыжка. Может быть самостоятельным движением, а также служить вспомогательным, связующим pas для выполнения больших прыжков.

CODA (кода, итал., от лат.cauda—хвост), 1) заключительная часть многих танцевальных форм, преимущественно виртуозного характера, следующая за вариациями 2) Финал акта с участием всех персонажей, кордебалета, представляющий, как правило, общий танец (например, последние акты «Спящей красавицы»).

COUPÉ, pas coupe (купе, франц., от coup — толчок, удар), вспомогательное движение перед прыжком или другим pas (быстрая подмена одной ноги другой, дает толчок к исполнению следующего движения).


CORKSCREW TURN (коркскру тюрн) — «штопорные» повороты, при которых исполнитель повышает или понижает уровень вращения.


COURU, pas couru (курю, франц., от courir — бежать), вспомогательное движение — танцевальный бег. Используется для связи отдельных частей танца, как разбег перед прыжком (на пальцах — бег в невыворотном положении).

CROISE (круазе, франц , букв — скрещённый), одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Положение круазе достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из пятой позиции en face в направлении en dedans.

CURVE (англ. кёрф] — изгиб верхней части позвоночника (до «солнечного сплетения») вперед или в сторону.


DÉGAGÉ (дегаже, франц. буквально — извлеченный, высвобождённый), отведение ноги на нужную высоту по принципу battements tendus для последующего перехода на нее.


DEEP BODY BEND (англ. диип боди бэнд) — наклон торсом вперед ниже 90°, сохраняя прямую линию торса и рук.


DEEP CONTRACTION (англ. диип контракшн) — сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все сочленения, т.е. в это движение включаются руки, ноги и голова.


DEMI (деми, франц. — полу-,наполовину), термин указывает исполнение только половины движения. Направление, demi -plie — полуприседание; demi -pointe — полупальцы; demi -rond — 1/2 круга.

DEMI-PLIE; RELEVE (деми -плие; релеве — франц., от demi-plié—полусогнутый, relevé — поднятый), термин объединяет два движения в неразрывное целое, полуприседание и последующий подъем на полупальцы, пальцы. С этим важнейшим элементом танца связаны pirouettes, пальцевая техника и многие другие движения.

DEMIROND (англ. деми ронд) — полукруг носком ноги по полу вперед и в сторону, или назад и в сторону.


DESSUS-DESSOUS (дессю — дессу — под-над, или сверху снизу),  (Bourrée, Brise).

DÉVELOPPÉ (девлоппе франц. буквально — развитой, развернутый) движение, разновидность battements. Работающая нога из пятой позиции, сгибаясь скользит носком по опорной ноге, поднимается до колена и вытягивается вперёд, в сторону или назад. Достигнув максимальной высоты, опускается в пятую позицию. Существуют сложные формы D. passe (проходящее) — после девлоппе нога сгибается, носок подводится к колену, не касаясь его, и снова вытягивается в нужном направлении; D. ballotte (качающееся) — поднятая нога резким движением чуть опускается и снова возвращается в прежнее положение или отводится в сторону на 1/2 или 1/4 круга и приводится в ту же позицию, D. tombe (падающее) — поднятая нога, как бы перешагивая через преграду, падает на пол, увлекая за собой корпус, опорная с оттянутым носком упирается в пол или поднимается.

DOUBLE (дубль, франц. — двойной), термин указывает на двойное исполнение pas. Направление в double battement tendu после выдвижения ноги пятка опускается во вторую или четвёртую позицию, затем снова отрывается от пола, как бы повторяя batttment tendu. Battement double frappe имеет двойной перенос работающей ноги sur le cou-de-pied вперед и назад. double assemble исполняется дважды с одной ноги.

DROP (англ. дроп) — падение расслабленного торса вперед или в сторону.


ÉCARTÉE (экарте, франц., от écarter — раздвигать), поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, нога поднята в сторону (a la seconde), корпус отклонен от поднятой ноги, рука соответствующая поднятой ноге, находится в третьей позиции, другая отведена на вторую позицию, голова повернута в направлении этой ноги (ÉCARTÉE вперед) или от нее (ÉCARTÉE назад).

ÉCHAPPÉ, pas (эшаппе, франц , от échapper — ускользать, вырываться), движение состоит из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из закрытой позиции
(V) в открытую (II или IV) и обратно в закрытую Исполняется на маленьком и большом прыжке — petit ÉCHAPPÉ и grand ÉCHAPPÉ , а также с заноской — ÉCHAPPÉ battu. По такому же принципу исполняется pas ÉCHAPPÉ на пальцах — из закрытой позиции делается relevé на пальцы в открытую позицию и затем спуск с пальцев в исходную позицию.

EFFACE (эффасе франц., от effacer — сглаживать), одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения Положение EFFACE достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из пятой позиции en face в направлении en dehors.

EMBOÎTE (амбуате, франц , от emboîter le pas — идти следом), 1) последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах или пальцах Исполняются en tournant с каждым переходом по полкруга, без demi-plie 2) Прыжки EMBOÎTE — поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или назад на 45° (petit EMBOÎTE ) или 90° (grand EMBOÎTE ) с продвижением за носком поднятой ноги EMBOÎTE en tournant с прыжком по схеме повторяет EMBOÎTE на полупальцах и пальцах, но переход с ноги на ногу осуществляется после прыжка с поворотом на полкруга.

EN ARRIERE ( ан аррьер – назад) – термин, указывающий на то, что одна нога находится сзади другой, или на то, что танцовщик продвигается назад.

EN DEDANS (ан дедан, франц. — внутрь), 1) «закрытое» положение ног: носки и колени сведены. 2) Направление движения работающей ноги: назад — в сторону — вперед, т. е. внутрь, к опорной ноге 3) Вращение, направленное к опорной ноге, внутрь.

EN DEHORS (ан деор, франц. — наружу), 1) основное положение ног, принятое в классическом танце, — развёрнутое, открытое (см. Выворотность). 2) Направление движения работающей ноги по окружности вперед — в сторону — назад, т е. от опорной ноги. 3) Вращение, направленное от опорной ноги наружу.

EN FACE (ан фас, франц. — напротив, в лицо), фронтальное расположение фигуры исполнителя по отношению к зрительному залу, строго вертикально и без épaulement.

EN L’AIR (ан л’эр, франц. — в воздухе), обозначение pas, исполняемого в воздухе, в отличие от движения par terre — на земле. Напр., rond de jambe en l’air, tour en l’air.

EN TOURNANT (ан турнан, франц. — в повороте), обозначение поворота во время исполнения pas на 1/4, 1/2 круга, целый круг. Напр., battement tendu EN TOURNANT, pas de bourrée EN TOURNANT, jeté EN TOURNANT, assemblé EN TOURNANT, saut de basque EN TOURNANT

ENCHAÎNEMENT (аншенман, франц. — соединение, связь), ряд комбинированных движений составляющих танцевальную фразу.

ENTRECHAT, антраша (франц., от итальянского intrecciato — переплётный, скрещённый), вертикальный прыжок с двух ног, вовремя которого ноги, разводясь несколько раз, быстро скрещиваются. Еntrechat демонстрирует техническую виртуозность и элевацию исполнителя. Блестящие entrechat зависят от чёткости при открывании и скрещивании сильно вытянутых ног, при минимально возможной высоте прыжка. Количество коротких линий, которые производят ноги при entrechat, определяет название прыжка: entrechat trois, entrechat quatre, entrechat cinq, entrechat six. Прыжок заканчивается при чётном счёте (entrechat royal quatre, six, huit) в пятую позицию, при нечётном (entrechat trois, cinq, sept) — на одну ногу, в то время как другая приводится sur le coude-pied.

ENTRÉE (антре, франц. — вход), 1) танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей. 2) Первая часть развёрнутых классических танцевальных форм (pas de deux, pas de trois, grand pas, pas d’action и др.), часто выполняющая роль экспозиции. (антре в акте «Тени» в «Баядерке» — хореографическая экспозиция всего классического ансамбля; антре Авроры в 1-м действии — экспозиция характера, так же, как и первое антре Раймонды.)

EPAULEMENT (эпольман, франц., от épaule — плечо), определенное положение танцовщика, при котором фигура развернута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. epaulement croisé и epaulement effacé являются исходным положением при образовании основных поз классического танца, а также при исполнении большинства танцевальных pas.

EXERCICE (экзерсис, франц. —упражнение), первая часть урока классического танца — упражнения у станка и на середине зала, вырабатывающие проф. качества, необходимые для выполнения танцевальной техники: выворотность и силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений. Из элементарных движений, составляющих exercice, слагаются разнообразные формы классического танца.

FAILLI, pas (файи, франц., от faillir — слабеть), прыжок с двух ног на одну, в котором сразу после приземления свободная нога плавно проводится через первую и четвёртую позиции и на нее переносится центр тяжести. Для failli характерна сложная координация движений корпуса, ног и головы. Прыжок начинается épaulement croisé, в воздухе происходит быстрый поворот тела в положении effacé, a завершается прыжок в épaulement croisé с др. ноги. В момент прыжка руки и голова меняют положение и придают failli лёгкость и красоту. Failli может быть самостоятельным pas и служить подходом для больших прыжков (например, grand pas assemblé, grand pas jeté.

FERMĖ, sissone ferme (фэрме; от франц. глагола «fermer» — закрывать, запирать, замыкать. Ferme — буквально означает закрытый; fermée – закрытая.
Употребляется для обозначения закрытой формы в положениях тела и в различного рода движениях, в том числе и в прыжках: sissonne fermée, jeté fermé, la cabriole fermée.

FLAT BACK (англ. флэт бэк) — наклон торса вперед, в сторону (на 90°), назад с прямой спиной, без изгиба торса.


FLAT STEP (англ. флэт стэп) — шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.


FLEX (англ. флекс) — сокращенная стопа, кисть или колени.


FLIC-FLAC (флик-фляк, франц.— шлёп-шлёп или хлоп-хлоп), движение, развивающее ловкость, поворотливость. Работающая нога, предварительно открытая в сторону, вперёд или назад, сгибаясь в колене на 45°, лёгким прикосновением подушечки стопы проходит позади опорной стопы, приоткрывается на вторую позицию, затем таким же образом проходит
впереди опорной стопы и открывается в сторону (вперёд или назад). Может начинаться из положения ноги открытой на 90° и заканчиваться в большой позе. Исполняется en face и с поворотом (en tournant).
 
FONDU (фондю, от fondre —таять), определение мягкого, эластичного plie в различных движениях (battement fondu, sissonne fondue).

FOUETTEÉ (фуэте, франц., от fouetter — хлестать). Термин обозначает ряд танцевальных pas, напоминающих движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе. FOUETTEÉ на 45° — виртуозное вращение на пальцах: во время поворота работающая нога, замахиваясь за икру опорной, сгибается в колене, её носок сзади переводится вперёд, затем нога резко выпрямляется в сторону одновременно с опусканием опорной ноги на demi-plie. Динамичное вращение FOUETTEÉ часто становится кульминацией в развёрнутых классических танцевальных формах. Например в «Лебедином озере», «Дон Кихоте», «Легенде о любви». Другие формы FOUETTEÉ усложняются прихотливой сменой ракурсов, подъёмом ноги на 90°, исполняются с sautés и cabrioles. Grand FOUETTEÉ — одна из разновидностей фуэте, более развитая форма. Так, в grand FOUETTEÉ со сменой épaulement полусогнутая нога, поднятая на 45° вперёд (назад), из положения effacé вытягивается, поднимается на 90° и через à la seconde
проводится в attitude effacée (effacé — вперёд). Grand FOUETTEÉ en tournant начинается с grand battement jeté на вторую позицию на 90°, затем через demi-plie по первой позиции нога резко забрасывается вперёд (назад) с поворотом корпуса en dedans (en dehors). Движение заканчивается в  arabesque croisée вперёд. Grand FOUETTEÉ исполняются на полупальцах и пальцах.
 
FRAPPEÉ (фраппе, франц., от frapper — ударять), движение, относящееся к группе battements со сгибанием ноги в колене. С вытянутого положения носком в пол или немного ниже 45° работающая нога приводится с ударом стопой к опорной ноге на положение sur le cou-de-pied (вперёд или назад), затем резко открывается в сторону (вперёд или назад).

FROG-POSITION (англ. фрог-позишн) — позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны.

GARGOUILLADE (гаргуйад, франц., от gargouiller — булькать), или rond de jambe double, небольшой прыжок танцовщицы, во время которого исполняется rond de jambe en l’air (на 45°) сначала одной ногой, затем другой. Исходная и заключительная позиция — пятая. Существуют разновидности en dehors и en dedans. В современном сценическом танце встречается редко. Используется для развития быстроты, ловкости и слитности движений. Гаргуйад исполняется в pas de trois в третьем акте «Корсара» в постановке М. Петипа.

GLISSADE, pas (глиссад, франц. — скольжение), маленький прыжок из пятой позиции с продвижением вслед за вытянутым носком ноги, скользящим по полу, с последующим скольжением носка другой ноги в пятую позицию. Исполняется слитно, не отрывая носков от пола (с переменой или без перемены ног). Используется как самостоятельное движение, как связка, объединяющая различные pas, a также может служить толчком для других прыжков.

GLISSEÉ, pas (глиссе, франц., от glisser — скользить), шаг, при котором носок скользит по полу из пятой позиции в четвёртую или переходит tombé на одну ногу в demi-plie. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Глиссе в arabesque, повторенное несколько раз, — одно из самых красивых и выразительных движений классического танца. Использовано в танце вилис («Жизель»), лебедей («Лебединое озеро»).

GRAND (гран, франц. — большой), обозначает максимально выраженную сущность движения. Например grand plié — глубокое приседание; grand battement jeté — бросок ноги на возможно большую высоту; grand fouetté — самая развитая форма fouetté; grand changement — большой прыжок, Grand pas — многочастная, сложная танцевально-музыкальная форма и др.

GRAND FOUETTE (гран фуэте, франц.), развитая форма fouetté, в которой нога поднимается на 90°. Разновидности grand fouette сохраняя образность fouetté, значительно от него отличаются. Существует форма grand fouette со сменой épaulement, когда нога из положения effacé спереди снизу проводится вверх назад в то же положение. Другое grand fouette (en tournant) начинается à la seconde и заканчивается в 3-м arabesque. Grand fouette исполняется en dehors и en dedans.

GRAND PAS (гран па, франц., буквально — большой шаг, большой танец), сложная многочастная танцевально-музыкальная форма, зародившаяся в эпоху романтизма и получившая завершение в творчестве М. Петипа. Построение grand pas подобно сонатной форме в музыке: entrée (экспозиция), adagio и вариации (разработки) и затем coda. В grand pas хореография обобщённо-поэтически выражает внутреннее содержание балета. Танцевальные темы симфонически развиваются, переплетаются, противоборствуют. Таковы grand pas в «Баядерке», «Раймонде», «Лауренсии». Исполняется совместно солистами, корифеями, кордебалетом. Некоторые grand pas носят действенный характер, как во втором действии балета «Жизель».

JETÉ (жете, франц., от jeter —бросать, кидать), термин относится к движениям, исполняемым броском ноги. 1) Battement tendu JETÉ — отведение ноги вперёд, в сторону или назад с броском на высоту 45°, grand battement tendu JETÉ — броском ноги на 90° и выше. 2) JETÉ — прыжок с ноги на ногу. Группа прыжков JETÉ многообразна по форме и широко используется в сценическом танце. Особенно выразительны и эффектны grand JETÉ, JETÉ entrelacé, grand JETÉ en tournant и др. Образование формы grand JETÉ pas de chat в современном балете вызвано героизацией танца.

JETE ENTRELACE (букв. — переплётенный прыжок), вид перекидного jeté — прыжка с одной ноги на другую с поворотом, во время которого ноги поочерёдно забрасываются в воздух, как бы переплетаясь, при этом одна нога забрасывается вперёд, а другая, после полуоборота в воздухе, — назад, за себя. Jeté entrelace возможно с заноской, а также двойное, с приземлением в arabesque или четвёртую позицию.

HIGH RELEASE (англ. хай релиз) — высокое расширение, движение, состоящее из подъема грудной клетки с небольшим перегибом назад.

HINGE (англ. хинж) — положение танцора, при котором прямой, без изгибов торс отклоняется назад на максимальное расстояние, колени согнуты, стопы на полупальцах,


HIP LIFT (англ. хип лифт) — подъем бедра вверх.


НОР (хоп) — шаг-подскок, «рабочая» нога обычно в положении «у колена».


JACK KNIFE (англ. джэк найф) — положение корпуса, при котором торс наклоняется вперед, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола.

JERK-POSITION (англ. джерк-позишн) — позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад, за грудную клетку, предплечья располагаются параллельно полу.

JUMP (англ. джамп) — прыжок на двух ногах.


KICK (англ. кик) — бросок ноги вперед или в сторону на 45° или 90° через вынимание приемом developpe,


LAY OUT (англ. лэй аут) — положение, при котором нога, открытая на 90° в сторону или назад, и торс составляют одну прямую линию.


LEAP (англ. лиип) — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед или в сторону.


LENT (лан, франц. — медленный), термин, определяющий медленное исполнение pas. Например tour lent, relevé lent.


LOW BACK (англ. лоу бэк) — округление позвоночника в пояснично-грудном отделе.


OUVERT (увэр); от франц.глагола «ouvrir» — открывать.

1. Исполняется двумя приёмами – par developpe и par jete c двух ног на одну.
2. Означает открытое положение работающей ноги после исполнения прыжка. Прыжок sissone ouverte может исполняться с одной или двумя заносками в любом заданном направлении с окончанием в любую позу: arabesque, attitude, croise, efface, ecarte.

PAR TERRE (пар терр, франц., буквально — на земле) — термин, указывающий на то, что движение исполняется на пол. Например rond de jambe par terre.

PAS (па, франц. — шаг), танцевальная форма. 1) Обозначение одного из видов танцевальных шагов (pas de bourree, pas  glissé, pas balancé и др.). 2) Отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца pas de chat, pas de poisson и др.). 3) Многочастная форма классического балета — grand pas, pas d’action, pas de deux, pas de trois.

PAS D’ACTION (пa д’аксьон, франц., буквально — действенный танец, от pas — шаг, танец и action — действие), сложная музыкально-танцевальная форма, органически связанная с развитием балетного сюжета. Постепенно складывалась форма pas d’action, состоящая из entrée, представляющего всех участников, adagio солистов в сопровождении корифеев и кордебалета, вариаций общей коды. Форма pas d’action выкристаллизовалась в балетах М. Петипа («Спящая красавица» «Раймонда», «Баядерка»), где развёрнутый танец в узловых моментах действия выражал сокровенные чувства героев.

PAS DE BASQUE (па де баск, франц., буквально — шаг баска), прыжок с ноги на ногу, выполняемый следующим образом: нога делает demi-rond носком по полу, на неё маленьким (партерным) прыжком переносится центр тяжести, другая нога через первую позицию проводится вперёд и ноги соединяются в пятую позицию с проскальзыванием вперёд. Так же исполняются pas de basqe назад. Grand pas de basqe делается на большом прыжке с высоким броском ног.

PAS DE CHAT (па де ша, франц., буквально — шаг кошки), прыжковое движение, эмитирующее лёгкий, грациозный прыжок кошки: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается (может также исполняться с выбрасыванием ног вперёд). Руки занимают самые различные положения. Разновидности pas de chat — petits (малые) и grands (большие).
 
PAS DE CISEAUX (па де сизо, франц., от ciseaux — ножницы), прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочерёдно забрасываются высоко вперёд; на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них через первую позицию резко проводится в arabesque.

PAS DE DEUX (па де дё, франц., букв. — танец вдвоём), балетная форма. Начала складываться в XIX веке, эпоху романтизма, и была связана с появлением новых сценических героев, раскрытие образов которых требовало более усложнённой техники. Одно из pas de deux такого типа сочинил Ж. Перро в балете «Жизель» (1841). Окончательная структура pas de deux — entrée, adagio, вариация (соло) танцовщика, вариация (соло) танцовщицы и кода — сформировалась во второй половине XIX века В России классические образцы pas de deux создал M. Петипа («Лебединое озеро», «Спящая красавица»).
 
PAS D’ENSEMBLE (па д’ансамбль, франц., от ensemble — вместе), танец, исполняемый большой группой танцовщиков. Возможно участие солистов. В современной терминологии употребляется редко.

PAS DE POISSON (па де пуасон, франц., от poisson — рыба), прыжок с одной ноги на другую с поочерёдным броском ног назад. Исполняется на большом прыжке и с перегибом корпуса назад. Характерен сложной координацией движений корпуса, рук, головы. Поза танцовщика в воздухе с выгнутым телом и отведёнными назад ногами напоминает рыбу, выпрыгивающую из воды (отсюда назв.). Другое название — jeté passé (назад).

PAS DE TROIS (па де труа, франц., буквально — танец втроём), одна из разновидностей классического ансамбля, включающая трёх участников. Как и другие формы ансамбля pas de trois имеет каноническую структуру: вступление (entrée), adagio, вариации каждого из участников, общая кода (coda). Однако в отличие от pas de deux, несущего в основном действенные драматургические функции pas de trois, как правило, в балетах XIX века имело дивертисментный (вставной) характер. В нём обрисовывались преимущественно не главные герои, а их друзья и окружение, среда действия, эмоциональная атмосфера. («Пахита» M. Петипа, в «Коньке-Горбункe», pas de trois из первого акта «Лебединого озера» — балетмейстер А.А. Горский). Стремясь к усилению действенности хореографии, современные отечественные балетмейстеры при постановке классических спектаклей порой вводят pas de trois главных героев («Лебединое озеро», постановка Ю. Григорович). В современном балете каноническая форма pas de trois почти не встречается (в форме pas de trois балетмейстер В. Вайнонен поставил «Танец пастушков» в «Щелкунчике», 1934). Обычно же танцевальное трио строятся более свободно в зависимости от характера действия (Данила, Катерина, Хозяйка Медной горы — «Каменный цветок» в постановке Григоровича).

PAS MARCHÉ (па марше, франц. , от marcher — ходить), танцевальный шаг при котором, в отличие от естественного шага, нога становится на пол с вытянутого носка, а не с пятки.

PAS SOUBRESAUT (па субресо, франц., от soubresaut — резкий скачок), прыжок с двух ног на две с большим отлетом из пятой позиции в пятую. Ноги в воздухе остаются в той же позиции, корпус сильно прогибается назад.

PASSÉ (пассе, франц , от passer —проходить), путь при переходе из одной позы в другую. Нога может проходить на уровне sur le cou-de-pied или у колена работающей ноги, а также через первую позицию — P. par terre.

PETIT (пти, франц. — маленький), термин, применяемый для обозначения малых движений.

PICCE-(пикке) — «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное касание носком пола.

PIROUETTE (пируэт), старинный термин, обозначавший разновидность вращений. Сейчас употребляется только в мужском танце. В женском все виды вращений носят tours.

PLIE (плие, франц. от plier сгибать), приседание на двух или одной ноге a) grand plie — сгибание колена до предела, с отрывом пятки от пола, б) demi plie — не отрывая пяток от пола.
 
POINTÉ (пуантэ; от франц. гл. «pointer» — ставить пунктиром точки; при выполнении pointe simple вытянутая работающая нога делает один или несколько (double, triple – два или три) коротких удара кончиком пальца по полу во всех заданных направлениях: croise, efface, devant, derriere, a la seconde.

 La pointe (пуант); от франц. существительного – острие, кончик. Sur pointe – на пуанте.
Pointe tendue – положение ноги, вытянутой в колене и в стороне вперед, в сторону или назад носком в пол.
Grand battement jete pointe — делается сильно вытянутой ногой en-dedans и en-dehors на целой стопе и на demi-plie с носком на полу.

PORT DE BRAS (пор-де-бра, франц., от porter — носить и bras — рука), переводы рук в основные позиции (закругленные — arrondi или удлиненные — allonge с поворотом или наклоном головы, а также перегибом корпуса.
 
PRÉPARATION (препарасьон, франц. — приготовление), подготовка к исполнению движения для исполнения battements, ronds de jambe, pirouettes, прыжков и других сложных движений.


PRESS-POSITION (англ. пресс-позишн) — позиция рук, при которой согнутые в локтях руки ладонями касаются бедер спереди или сбоку.


RELEASE (англ. релиз) — расширение объема тела, которое происходит на вдохе.


RELEVE (релеве, франц , от relever — поднимать), 1) подъем на полупальцы, пальцы) 2) Поднимание вытянутой ноги на 90° и выше в различных направлениях и положениях классического танца.

 
RENVERSE (ранверсе, франц., буквально — опрокинутый), сильный, резкий перегиб корпуса в большой позе, продолжающийся в pas de bourrée en tournant, которое заканчивается выпрямлением корпуса. Имеется много видов — renverse en dehors, renverse en dedans. Исполняется на полупальцах, на пальцах, с прыжком и в plie.

 
REVOLTADE (револьтад, франц., от итал. — rivoltare —переворачивать), прыжок с перенесением ноги через ногу и поворотом в воздухе. Встречается преимущественно в мужском танце. Выполняется с поворотом тела en dehors и одновременным броском ноги перед на 90° через которую переносится по первой позиции толчковая нога. Завершается прыжок приземлением на ногу, выполнявшую прыжок, другая нога поднимается назад на 90°. Тело исполнителя во время взлета принимает почти горизонтальное положение, revoltade исполняется с поворотом en dedans. Подходом к revoltade служат sissonne tombee, pas failli, pas chasse, за которыми следует короткое pas coupe. Revoltade имеет несколько видов. Исполняется также и с двумя оборотами в воздухе.


ROLL DOWN (англ. ролл даун) — спиральный наклон вниз-вперед, начиная от головы.


ROLL UP (англ. ролл an) — обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию.


ROND DE JAMBE (рон де жамб, франц. — круг ногой), круговое движение работающей ноги en dehors и en dedans Имеются разновидности: rond de jambe , выполняемый носком по полу (par terre), на высоте 45° и 90° (en l’air), a также с броском на 90° (grand rond de jambe jeté. Rond de jambe тренирует подвижность ног в тазобедренном суставе. Rond de jambe en l’air — круговое движение нижней части ноги при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° (или 90°), развивает подвижность коленного сустава. Rond de jambe en l’air saute исполняется с прыжком.

 
ROYAL (руаяль); франц. – королевский. Прыжковое движение с двух ног на две из пятой позиции в пятую; включает всего лишь один удар или одну заноску, за которой следует перемена ног. Предполагают, что назван этот прыжок в честь Людовика XIV, исполнявшего это движение, танцуя во время балетных представлений в Версале.

SAUT DE BASQUE (со де баск, франц., буквально — прыжок баска), прыжок с ноги на ногу, с продвижением в сторону и поворотом в воздухе. Выполняется с поворотом тела en dedans на 1/2 круга и одновременным броском ноги в сторону на 90°, толчковая нога подводится носком к колену. Завершается полный поворот приземления на ногу, выполнявшую бросок saut de basque делается на высоком прыжке. Подходом, вспомогательным движением к нему служит шаг — coupe, pas chassée saut de basque Исполняется также с двумя оборотами в воздухе.

SAUTE pas, pas saute, или temps saute (соте, франц., от sauter — прыгать), 1) прыжок с двух ног на две с сохранением первоначальной позиции в воздухе и при приземлении 2) Термин, указывающий, что движение должно быть исполнено с прыжком. Например temps lie saute, grand fouette saute и др.

SHIMMI (англ. шимми) — спиральное, закручивающееся движение пелвисом вправо и влево.


SIDE STRETCH (англ. сайд стрэтч) — боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево.


SIMPLE (семпль, франц. — простой), термин указывает, что из группы однотипных движений исполняется самый простой вариант например pas de bourrée simple ,sissonne simple и др.

SISSONNE, pas (сисон, франц ), группа прыжковых движений с двух ног на две и на одну, имеющая множество разновидностей sissonne исполняется на среднем и большом прыжке, на месте, с продвижением и с поворотом в воздухе (en tournant). Основные виды sissonne: simple, fermée, ouverte, tombée, fondue, pas soubresaut.
 
SOUTENU, pas (сутеню; от франц. глагола «soutenir» — поддерживать (soutenir происходит от глагола «tenir» — держать)

Вытянутая работающая нога медленно, путём продвижения по второй или четвёртой позиции, открывается в то время как опорная нога сгибается. При медленном вытягивании опорной ноги работающая нога снова закрывается в исходную позицию. Исполняется во всех направлениях.

SQUARE (англ. сквэа) — четыре шага по квадрату: вперед-в сторону-назад-в сторону.


STEP BALL CHANGE (англ. стэп болл чендж) — связующий шаг, состоящий из шага в сторону или вперед и двух переступаний на полупальцах.


SUNDARI (англ. сундари) — движение головы, заключающееся в смещении шейных позвонков вправо-влево и вперед-назад.

SUIVI (сюиви, франц., буквально — последовательный, связный), pas de bourrée suivi , непрерывные мелкие переступания с ноги на ногу на пальцах в пятой позиции, которые способствуют плавному передвижению по сцене (На pas de bourrée suivi основана миниатюра M. Фокина «Умирающий лебедь»).

SUR LE COU-DE-PIED (сюр ле ку-де-пье, франц. — на щиколотке), положение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги (спереди или сзади)
 
TEMPS LEVE (тан леве, франц., от lever — поднимать), вертикальный прыжок на одной ноге, в то время как вторая находится в положении sur le cou-de-pied или в др. позе. Обычно temps leve повторяется несколько раз. В английской терминологии temps leve — hop.

TEMPS LIE (тан лие, франц., от lier — связываться, соединять), специальная комбинация движений, вырабатывающая слитность, скоординированность танца, состоит из переходов с ноги на ногу скользящими шагами, которым соответствуют определение port de bras. Кроме простейшей формы temps lie — par terre (внизу), существуют другие — усложнённые перегибами корпуса с подъёмом ноги на 90°, турами (tours).

TENDU (тандю; франц. – натянутый, напряжённый; от глагола «tendre» — тянуть, натягивать. Термин , означающий вытягивание ноги

TERBOUSHON-(тербушон) — поза с положением согнутой ноги впереди (аттетюд впереди) стоика на левои, правую вперед, голень вниз влево.


TERRE À TERRE (буквально — заурядный, будничный) — танец, основанный на движениях, исполняемых на полу (par terre) в противоположность танцу, основанному на прыжках.


TILT (англ. тилт) — угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперед от вертикального положения, «рабочая» нога может быть открыта в противоположном направлении на 90° и выше.


TIRE-BOUCHON (тир-бушон); франц. – штопор. Во время вращения работающая нога поднимается до положения passe на 90°. Вращение завершается в положении passé на вытянутой опорной ноге или на demi-plie, затем нога открывается приёмом par developpe вперёд, назад или в сторону на 90°.

TOMBÉ, pas (томбе, франц., от tomber — падать), перенесение центра тяжести с опорной ноги в demi-plie (на месте или с продвижением) на открытую ногу в одной из трёх направлений на 45° или 90°. Другая нога принимает положение sur le cou-de-pied или вытянута носком в пол, на 45° и 90°. Исполняется также с прыжком sissonné tombée, который является как самостоятельным, так и связующим, вспомогательным pas для других прыжковых движений.

TOUR (тур, франц. — оборот поворот), оборот тела вокруг вертикальной оси на 360°. tour по полу (pirouette) или в воздухе (tour en l’air) имеет множество разновидностей. Тour исполняется dehors и en dedans. Тour и pirouettes могут начинаться со второй, четвёртой, пятой позиций и заканчиваться в различных позах, в основном разделяются на малые и большие, первые с одной ногой в положении sur le cou-de-pied или passé, вторые в больших позах — attitude, arabesque, à la seconde и др.

TOUR EN L’AIR (тур ан л’эр, франц. — поворот в воздухе), исполняется в основном в мужском танце. Представляет собой grand changement de pied (т. е. прыжок на месте из пятой позиции в пятую с переменой ног в воздухе) с поворотом. Исполняется и с двумя поворотами. Может заканчиваться в пятую позицию, в различные позы.
 
TOUR LENT (тур лан, франц.), медленный поворот на одной ноге в больших позах arabesque, attitude, à la seconde, croisée и effacée вперёд, écartée. Исполняется на целой стопе, на полупальцах и на demi-plie. Есть вариант tour lent, при котором первоначальная поза меняется на другую во время поворота.

TOURS CHAÎNÉS (тур шене, франц.), цепочка поворотов следующие друг за другом слитные полуповороты с ноги на ногу на полупальцах или на пальцах с продвижением вперёд, в сторону или назад.
ЛЕГАТО — итал. legato «связанный». Легато — плавный переход между танцевальными движениями, при котором последующий элемент  без паузы «вытекает» из предыдущего.

                                                          Словарь от А до Я